Метод познания можно определить как некоторую специфическуюпроцедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций,применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближаетк ней. Научное исследование представляет собой развитую форму рациональнойдеятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированнымправилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур,как способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причиннысвязей Бэкона — Милля, которые изучают в логике, что он предполагает наличиетворчества, допускающего абстрагирование и идеализацию и опирающегося навоображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция,аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которыхимеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, и используются вкачестве эвристических средств открытия новых истин. Другими словами, ониприближают нас к истине, но автоматически не гарантируют ее достижение.Можно поэтому сказать, что большинство исследовательских методов имеют эвристический,а не алгоритмический характер. Пользуясь такими эвристическими методами,можно систематически, целенаправленно и организованно вести научный поиск. Научное познание отличается от обыденного системностью ипоследовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочениивсего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опираегсяна шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когдастановится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служиттеория как наиболее развитая форма рационального знания. В отличие от научного обыденное знание имеет разрозненный,случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанныедруг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения.Важнейшие методы научного познания:
- восхождения ог абстрактного к конкретному. Процесс научного познаниявсегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным— конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующихдействительным, называют методом;
- моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступныйнепосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладаетсхожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя;
- эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственноизолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимостьот других параметров.
Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирическогои теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующаядеятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровнеабстракций высоких порядков. Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями:искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений,экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшиеметоды исследования в научном познании. Часто говорят, что теория — этообобщение практики, опыта ипи наблюдений. Научные обобщения часто используютряд особых логических приемов:
- универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойстванаблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяютсяна все возможные случаи;
- идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которыхописываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, какв самой действительности они происходить не могут;
- концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятсяпонятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточноточный смысл и значение.