В современном научном знании вопрос о соотношения деятельности и общенияостается не вполне решенным. В ряде обществоведческих теорий существуеттенденция к противопоставлению общения и деятельности. К такой постановкепроблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда обратил особое вниманиене на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выгляделоу него как совокупность находящихся в статике форм общения. При этом подчеркивалсяфактор общения как основной в поведении людей, но была недооценена рольпреобразовательной деятельности. Таким образом, общественный процесс сводилсяк процессу духовного речевого общения. Другая точка зрения отождествляет понятия общение и деятельность.В данном случае общение рассматривается как один из видов деятельности человекав обществе. В современной отечественной социальной психологии принимаетсяидея единства общения и деятельности, но не подмена одного другим. Такойвывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческихотношений. Предполагается, что любые формы общения включены в специфическиеформы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполненияими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности,«по поводу» этой деятельности. Например, деятельный человек всегда общается: его деятельностьнеизбежно пересекается с деятельностью других людей. Общение формирует единствозадач, целей индивидов, выполняющих совместную деятельность. Исходя из этогофакт связи общения с деятельностью подтверждается всеми исследователями. Естественно, люди общаются не только по поводу той деятельности,с которой они связаны. Для различения этих двух поводов общения ученые ввелипонятия «ролевого» и «личностного» общения. Принекоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть какролевое, деловое, предметно-проблемное. Тем самым различение ролевого иличностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях иситуациях и то, и другое сопряжено с человеческой деятельностью. Идея непременного включения общения вдеятельностьгюзволяетрассмотреть вопрос о том, какие именно функции выполняет общение в процесседеятельности. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так: посредствомобщения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместнойдеятельности требует от каждого участника оптимального понимания ее целей,задач, уяснения специфики объекта деятельности и даже возможностей каждогоиз участников. Таким образом, осуществляя функцию воздействия (регуляционно-коммуникативнуюфункцию), общение ведет к согласованию деятельности отдельных ее участникови, следовательно, к оптимизации ее результатов. Наряду с этой функцией исследователивыделяют информационно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функцииобщения.