Для результативности самостоятельности работы необходимо, чтобы каждое действие ученика контролировалось и оценивалось учителем. Выполнение этого условия обеспечит результативность не только процесса обучения на уроке, но и процесса воспитания. Это можно объяснить тем, что в процессе выполнения самостоятельной работы ученик вырабатывает у себя ряд качеств, которые можно отнести к положительным. Рассмотрим некоторые из таких качеств и влияние их на уровень воспитанности учеников. Основное качество, воспитывающееся в учениках при выполнении самостоятельной работы, – это воля. При этом очень важно правильно поставить задачу, так чтобы, поняв сразу ее смысл, ученик сам захотел как можно быстрее приступить к ее выполнению, а также выполнить задание быстрее всех (если это является целью данной работы). Также перед учителем стоит задача подбирать такие задачи для самостоятельного мышления, чтобы они заинтересовали учащихся, мотивировали их активную деятельность. Как уже упоминалось раньше, по заданию учителя выполнение самостоятельной работы может производиться и на скорость. При этом в школьниках воспитывается дух соревнований, воля к победе. Это может помочь учащимся не только в дальнейшей учебе, но и в жизни вообще. Но, с другой стороны, при таком виде работы учащиеся нередко помогают друг другу в тех случаях, если выполнение задания или какой-то его части вызывает затруднение. И это также является одним из воспитательных элементов процесса образования. Однако в некоторых случаях (учитывая специфику задания) подобные проявления могут повредить выполнению первоначально поставленной учителем цели. Это бывает в том случае, если целью самостоятельной работы является промежуточный или итоговый контроль знаний. Одним из видов самостоятельной работы является подготовка докладов, рефератов, сообщений. При этом ученик ищет различные источники получения информации, выбирает из ее огромного потока нужную ему часть, которую и приводит в итоге в своей работе. Выполнение этих действий требует от ученика прежде всего знания культуры общения, ясности и аккуратности мышления и оформления итоговых записей. Однако воспитание всех вышеперечисленных и других качеств в учениках требует постоянного и напряженного труда со стороны учителя. Он должен тщательнейшим образом контролировать все этапы выполнения учениками самостоятельной работы. Хотя и бытует мнение, что, заставляя учеников делать самостоятельные работы, учитель облегчает себе труд, опытному педагогу намного легче прибегнуть к другим видам работы.