Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Цель этических воспитательных дел – помочь ребенку раскрыть окружающий мир, сформировать у него конкретные представления о нормах отношений между людьми, о себе как об одном из представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он – человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что школьник научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он в свою очередь будет руководствоваться в своих поступках. Каждый учитель самостоятельно производит отбор познавательных задач, исходя из современных требований к обучению школьников: 1) придание обучению развивающего характера; 2) обеспечение максимальной активности детей в процессе познания; 3) интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса; 4) роль педагога; 5) конструирование педагогом педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности. Для школьников младшего возраста программа этического воспитания выглядит следующим образом: 1) формирование представлений детей о существующих нормах отношений между людьми; 2) усвоение форм приветствия, обращения, выражения просьбы; 3) прививание основных навыков поведения в театре, общественном транспорте, в гостях; 4) воспитание бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам; 5) воспитание умения говорить спокойно, внимательно, сосредоточенно слушать собеседника; 6) обогащение словаря детей; 7) развитие детского внимания, мышления, творческого воображения; 8) создание условий для реализации ребенком своих чувств, ощущений, переживаний. Для школьников более старшего возраста данная программа выглядит несколько иным образом: 1) формирование у школьников культуры общения, поведения, этических представлений; 2) развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними; 3) воспитание важнейших коммуникативных качеств и навыков; 4) развитие умения сочувствовать людям, сопереживать людям, животным, окружающим предметам; 5) закрепление навыков поведения в общественных местах; 6) активизация словаря детей, развитие воображения, мышления – качеств творческой личности; 7) поиск путей сотрудничества с родителями учащихся для достижения результатов работы по данной программе.