Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"


Пути формирования государства

Формирование гос-ва - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Истории известны следующие основные пути образования гос-ва: военный (например, при формировании восточных деспотий война выступала как способ перераспределения общественного продукта и выделения правящей элитарной верхушки из среды военачальников); аристократический (например, в Риме с его делением общества на патрициев и плебеев происходит отделение правящей верхушки – аристократии от народа); плутократический (при котором происходит сосредоточение власти в руках отдельных лиц, вокруг которых собираются их многочисленные сторонники). Выделение этих путей происходит в рамках концепции олигархического (элитарного) возникновения гос-ва, господствующей в современной науке и предполагающей социальную асимметрию в обществе (В. Е. Чиркин. Основы сравнительного государствоведения.) При этом нельзя упускать из виду, что в чистой форме ни один из названных путей институциализации власти не имеет место. В реальной истории каждый из них включал в себя элементы двух других. Л. И. Спиридонов считает, что на заре цивилизации в масштабах ойкумены количественно преобладал военный путь формирования власти или политогенеза. Причина тому – та роль, которую постоянно играла в те времена война как способ изъятия и перераспределения общественного продукта – материальной базы любого общества. На этом пути решающая роль принадлежала военно-демократическим, а затем – военно-иерархическим формам организации власти. Специфика аристократического политогенеза заключена в становлении отделенной от народа надобщинной власти на основе перерождения традиционной родоплеменной аристократии, которая оттесняла от участия в управлении общими делами рядовых общинников. Постепенно аристократия объединяла в своих руках управление общественным хозяйством, включая распределение его продукта, и военной деятельностью. Плутократический путь формирования гос-ва историки связывают с появлением «бигмена», т. е. «большого человека», тип которого сформировался в наиболее развитых в экономическом отношении обществах и был связан с накоплением в руках одного лица значительных ценностей, с формированием вокруг него на этой основе многочисленных сторонников и с концентрацией власти, что имело место при становлении буржуазных гос-ных форм. В свое время Ф. Энгельс уже указывал на два пути образования политически и экономически господствующих классов – во-первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается исторически наиболее распространенным, типичным. (Спиридонов Л. И. ТГП). Однако в юр-кой литературе вопрос о «путях» возникновения гос-ва традиционно ставился и в ином, более широком смысле. Под ними понимались формы, в которых гос-во поднимается на развалинах родового строя (Ф. Энгельс). Именно Ф. Энгельс и выделял афинскую, римскую и древнегерманскую (Соч Маркс К., Энгельс Ф.,). Афины – самая чистая классическая форма возникновения гос-ва, поскольку гос-во возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование гос-ва ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древнегерманского гос-ва в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Современные исторические данные свидетельствуют о том, что не рабовладельческое государство (Греция, Рим) было тем типичным гос-вом, которое пришло на смену социальной организации первобытнообщинного строя, а раннеклассовое город-гос-во, со сложной социальной структурой, многочисленными общественными функциями, обеспечивающие дальнейшее развитие производящей экономики. Это раннеклассовое гос-тво в своем дальнейшем развитии переросло в государство так называемого азиатского способа производства, которое оказалось типичным, распространенным во многих регионах Земли и существовавшим сотни лет. Гос-ва же рабовладельческие возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме и являлись уникальными государствами. Наконец, феодальное государство (главным образом в Европе), возникнув позднее как своеобразная мутация, однако удачная мутация, так как последующее развитие общества по этому («европейскому») пути пошло более быстрыми темпами к социальному прогрессу. Ряд исследователей считает, что в истории человечества существовали по крайней мере два способа появления государства. Условно их назовем: государство-собственность и государство-власть. Гос-во как регулятор и защитник частной собственности возникло и существовало в основном на территории Западной Европы. Его формулой образования может послужить тезис: « я имею собственность, потому и властвую». Другой способ образования гос-ва имел место в основном в регионах Азии и Африки. Его суть состоит в следующем. Задолго до появления частной собственности выделился слой людей, связанных с исполнением необходимых для общественной жизни общих функций, требовавших применения насилия. Формула процесса образования государства и частной собственности здесь противоположная: « я властвую, потому и обладаю собственностью». Именно здесь возникло такое явление как власть-собственность (оставляя должность, человек теряет свой достаток, свою «собственность»). Однако общим знаменателем указанных способов образования гос-ва явилось разделение, в конечном счете, людей на бедных и богатых, на правящих и управляемых. По мнению Т. В. Кашаниной, что хотя второй способ образования государства имел место на большем пространстве земного шара, и считается, что он был наиболее распространенным, вряд ли его следует признавать типичным, а первый - уникальным. А причина многовариантности процесса образования государства кроется в природно-климатических условиях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.