Шпаргалка по предмету "Специальная (коррекционная) педагогика"


Особенности нарушений устной речи (по л.и. Беляковой и е.а. Дьяковой)

Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) ре-1 чевого аппарата. Причина — аномалия строения артикуляционного аппарата или особенности речевого воспитания. Различают механическую и функциональную дислалию. Механическая дислалия вызвана нарушением строения артикуляционного аппарата, неправильный прикус; неправильное строение зубов; неправильное строение твердого неба; аномально большой или маленький язык; короткая уздечка языка. Функциональная дислалия чаше всего связана: с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье; неправильным звукопроизношением взрослых; педагогической запущенностью; незрелостью фонематического восприятия; нередко с одновременным изучением нескольких иностранных языков. Нарушения произношения проявляются в отсутствии, искажениях или заменах звуков:сигматизм — недостаток произношения свистящих и шипяцщЯ -звуков;ротацизм — недостаток произношения звуков р - р'; ламблацизм — недостаток произношения звуков л ~ л'; дефекты произношения небных звуков (к — к', г — г', х - х', дефекты озвончения; дефекты смягчения. Нарушения голоса:частичное отсутствие голоса — дисфония: полное отсутствие — афония. По причинам возникновения нарушения голоса подразделяются; на органические - в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений (хронические ларингиты, паралич мышц гортани, опухоли и состояния после хирургических вмешательств на гортани и мягком небе);функциональные — голосовое переутомление, различные инфекционные заболевания, психотрпвмирующие ситуации. Нарушения голоса могут быть и у взрослых, и у детей. Возрастные изменения голоса у подростков связаны с эндокринной перестройкой в период полового созревания. Риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроюнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Отмечается невнятность речи; в тяжелых случаях речь становится непонятной для окружающих. Анатомический дефект проявляется в виде открытой либо прикрытой расщелины между носовой и ротовой полостью — на верхней губе, десне, твердом и мягком небе. Нередко эти расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает как у детей так и у взрослых. Причина — органическое поражение нервной системы. Наблюдаются расстройства:звукопроизношения; голосообразования; темпоритма речи; интонации. Степень выраженности: от полной невозможности произнесения речевых звуков до стертой дизартрии (еле заметной нечеткости произношения). В детском возрасте:смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени;развитие речи происходите задержкой; чаше страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с — с', з - з', ц, ш, щ, ч, р — р'. л — л'); произношение звуков нечеткое, смазанное; речь малоинтонированная, невыразительная; темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным;фонематическое восприятие недостаточно сформировано;бедность словаря;овладение письмом и чтением затруднено;почерк неровный, буквы несоразмерные. Заикание — нарушение тем по-ритмической организации. Обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата Как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Является результатом:изменений речевой нагрузки;психической травмы; поражения определенных структур центральной нервной темы. Судороги мышц возникают только в момент речи или при пытке начать речь. Характеризуется:повторениями звуков, слогов или ело удлинением звуков;обрывом слов;вставками. Сопровождается сопутствующими движениями. В возрасте 10-12 лет начинает формироваться логофобия - стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. Проявляется в определенных ситуациях; возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов. Характерные особенности: позднее появление речи; ее замедленное развитие; значительное ограничение словаря. Различают две формы:экспрессивную; импрессивную. Экспрессивная форма:не формируется звуковой образ слова;упрощение слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе;степень выраженности — от полного отсутствия устной речи до реализации связных высказываний с разнообразными ошибками;дети понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение - только в рамках конкретной ситуации. Импрессивная (сенсорная) форма:нарушение восприятия (при полноценном слухе);расстройство фонематического восприятия — основной симптом (от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух);дети либо совсем не понимают речь, либо понимают ограниченно;повышенная чувствительность к звуковым раздражителям;речь не формируется без специального коррекционного воздействия. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Выделяют несколько форм, в основе которых - нарушение понимания речи иди ее производства. При тяжелых формах нарушается способность как понимать речь, так и говорить. Возникает чаще у пожилых в результате мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. У детей афазия диагностируется, когда органическое повреждение мозга происходит после овладения речью. Приводит к нарушению дальнейшего развития речи, к распаду сформированной речи. Компенсаторные возможности (и у детей, и у взрослых) резкоограничены. Афазия вызывает нарушения поведения:агрессию;конфликтность; раздражительность. Помощь осуществляется в медицинских учреждениях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.