1. Патронаж — это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности по определению Л. И Аксеновой). Медико-социально-педагогический патронаж (МСП-патронаж) предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. МСП-патронаж как особый вид помощи включает:- диагностику;- информационный поиск;- помощь в выборе образовательного маршрута;- проектирование индивидуальных реабилитационных программ;- первичную помощь в реализации планов. 2. МСП-патронаж осуществляется различными психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами — как государственными, так и негосударственными (общественные объединения, ассоциации, благотворительные фонды). Базовая основа - психолого-медико-педагогические комиссии, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. МСП-патронаж формируется как часть системы специального образования, взаимодействуя с научно-методическими учреждениями, образовательными структурами, учреждениями здравоохранения и социальными службами. 3. Основные направления деятельности системы МСП патронажа (Л. И. Аксенова):помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута {с привлечением возможностей государственных и негосударственных образовательных структур);разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, которые находятся вне образовательного пространства;реализация специальных программ для обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс;обеспечение целостного пли парного подхода к обучению и социализации ребенка;содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов (создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей);реализация современных педагогических технологий (в сфере специального образования);поддержка общественно-педагогических инициатив (правовое регулирование свободного развития ребенка);сотрудничество со средствами массовой информации. Таким образом, МСП-патронаж в современных условиях представляет собой новую модель комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи.