1. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог В. Гаюи который в 1784г. организовал первое учебное заведение для слепых (Париж),На рубеже XVIII—XIX вв. школы для слепых были созданы в Австрии, Великобритании, Германии, США. Дети с нарушениями зрения обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и музыке. Выдающийся французский тифлопедагог Луи Брайль (1809—185 2) разработал в 1829 г. рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всем мире. Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым. В 3-лстнем возрасте он потерял зрение, воспитывался в Парижском национальном институте слепых, где впоследствии обучал детей с нарушениями зрения. Кроме букв и цифр, Брайль на основе тех же принципов разработал нотописъ. Первой книгой, изданной по системе Брайля, была "История Франции" (183 7), Учебник арифметики для слепых появился 1838 г. Из многочисленных рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д. Галл, Т. Лукас, В. Мун, И. Барбье и др.), шрифт Л. Брайля оказался наиболее рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков. Ныне он является основным кодом для слепых при использовании компьютерной техники. Во многих зарубежных странах на его базе создается скоропись, так как по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны. 2. Первая российская школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г. французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в Россию Александром I. Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых связано с именами К. К. Грота и А. И. Скребицкого. Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3—4 классов и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4—5% слепых детей. В СССР воспитание и обучение детей с глубокими нарушениями зрения были включены в общегосударственную систему народного образования. В 1928 г появились первые специальные школьные программы для слепых. Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли М. И. Земцова, Б И. Коваленко, А. С. Ганджий, Н. Г. Кранковская, Л. И. Солнцева, А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, А- Б. Гордин, Р. С. Муратов, И. С. Моргулас.