Шпаргалка по предмету "Профессиональная этика юриста"


Что понимается под моральной регуляцией?

Вся совокупность основных понятий, взаимосвязанных и взаимообу­словленных, образуют так называемую систему моральной регуляции. В систему моральной регуляции обычно включают: нормы, высшие цен­ности, идеалы, принципы. Рассмотрим коротко каждый из элементов. > Нормы — это повеления, предписания, определенные правила поведения, мышления и переживания, которые должны быть присущи человеку. Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие пове­дение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. В отличие от простых обычаев и привычек, моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общественного порядка, а находят идейное обоснование в представлении человека о добре и зле, должном и осуждаемом, причем в конкретных жизненных ситуациях. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и си­лой общественного мнения, сознанием субъекта, сотрудника о достой­ном или недостойном, нравственном или безнравственном, что и оп­ределяет характер нравственных санкций. Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещаю­щей форме (например, Моисеевы законы — десять заповедей в Ветхом завете: не убий, не укради и т. д.) так и в позитивной (будь честен, по­могай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду). Моральные нормы указывают границы, за которыми поведение пе­рестает быть моральным и оказывается аморальным (когда человек или не знаком с нормами, или игнорирует известные нормы). Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное испол­нение, но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, отрица­тельные оценки и осуждение поведения сотрудника. Например, если сотрудник солгал своему начальнику, то за этим бесчестным поступ­ком, в соответствии со степенью тяжести, на основании уставов по­следует соответствующая реакция (дисциплинарная) или наказа­ние, предусмотренное нормами общественных организаций. Позитивные нормы поведения, как правило, требуют наказания: во- первых, активности со стороны субъекта нравственности — сотрудника ОВД; во-вторых, творческого толкования того, что значит быть благо­разумным, быть порядочным, быть милосердным. Диапазон понима- ния этих призывов может быть очень широк и разнообразен. Поэтому моральные нормы — в первую очередь запреты, а лишь потом — пози­тивные призывы. > Ценности, по существу, являются тем содержанием, которое утверждается в нормах. Когда говорят «будь честен», имеют виду, что честность — ценность, очень важная и значимая дня людей, общества, социальных групп, в том числе и дня коллективов сотрудников ОВД. Именно поэтому ценности — не просто образцы поведения и миро- отношения, а образцы, вычлененные как самостоятельные явления природы и общественных отношений. В этом плане справедливость, свобода, равенство, любовь, смысл жизни, счастье — это ценности высшего порядка. Возможны и другие прикладные ценности — вежливость, точность, трудолюбие, исполни­тельность. Между нормами и ценностями, которые тесно связаны между со­бой, есть существенные отличия. Во-первых, выполнение норм одобряется, в то время как служение ценностям вызывает восхищение. Ценности заставляют человека не просто следовать эталону, а стремиться к высшему, они наделяют дей­ствительность смыслом. Во-вторых, нормы составляют такую систему, где они могут вы­полняться сразу, иначе система окажется противоречивой, не работаю­щей. Ценности же выстраиваются в некую иерархию, и люди жертвуют одними ценностями ради других (например, благоразумием ради сво­боды или достоинством ради справедливости). В-третьих, нормы довольно жестко задают границы поведения, поэтому о норме можно говорить, что она либо выполняется, либо нет. Служение ценностям может быть более или менее ревностным, оно подвержено градации. Ценности не полностью переходят в норму. Они всегда больше ее, так как сохраняют момент желательности, а не только долга. С этих позиций моральной ценностью может выступать обладание различными личностными качествами (храбростью, чуткостью, тер­пением, великодушием), причастность к определенным социальным группам и институтам (семье, клану, партии), признание таких ка­честв со стороны других людей и т. д. При этом высшими ценностями являются те ценности, ради ко­торых люди жертвуют собой или в нелегких условиях вырабатывают такие качества высочайшей ценности, как патриотизм, мужество и бес­корыстие, благородство и самопожертвование, верность долгу, мастер­ство, профессионализм, личная ответственность за защиту жизни, здо­ровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств > Идеал — это высшие ценности, обращенные к индивиду и вы­ступающие как высшие цели развития личности. Моральный идеал — это важный ориентир, как стрелка компаса указывающий верное нравственное направление. В самых различных, порой даже в конфликтных ситуациях необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, образец для подражания, ориентир для действия. В самом обобщенном виде такой пример выражается в нравственном идеале, который представ­ляет собой конкретизацию исторических, социальных представлений 0 добре и зле, справедливости, долге, чести, смысле жизни и других ценных понятиях морали. Мало того, в качестве идеала может выступать живая историческая личность или герой какого-либо художественного произведения, са­кральные полумифические фигуры, нравственные учителя человече­ства (Конфуций, Будда, Христос, Сократ, Платон). В современных условиях у молодых людей существует острая по­требность в достойном и авторитетном идеале, который в значитель­ной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому можно заметить: каков у человека идеал, таков он и сам. Разве не достоин, например, чести, уважения и идеала героиче­ский поступок старшего лейтенанта А В. Соломатина в современных условиях. В декабре 1999 г. разведгруппа из 7 человек в Чечне обнару­жила засаду, 600 боевиков, группа приняла бой, Александр потерял в бою руку, но продолжал стрелять. А когда боевики решили взять его живым, он встал во весь рост и пошел на них, не выпуская из руки пу­лемета, а потом дотянулся до гранаты и взорвал себя вместе с банди­тами. Маленькая разведгруппа спасла полк. Так поступают воины, по­стигшие сущность идеала в процессе формирования себя как высоко­нравственной личности. Об этом свидетельствует дневник А В. Соло­матина, в котором есть такие строки: «Я клянусь, я сделаю все, чтобы русская нация воспряла и стала достойна своих героических поступ­ков. Все остается людям, прекрасные слова. Ничего нельзя взять с со­бой туда. Надо оставить след в жизни. Оглянись назад: что ты сделал для людей, Родины, земли? Будут ли помнить? Вот ради чего надо жить»1. Идеал по своей природе есть не только возвышенное, но и недося­гаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он сразу же теряет свои функции «маяка», ориентира. И в то же время он не должен быть совершенно недосягаемым. Сегодня в обществе часто раздаются голоса о потере нравственного идеала. Но вытекает ли отсюда, будто наше государство, несмотря на сложность криминогенной ситуации, утратило нравственные ориен­тиры? Скорее речь может идти о нахождении способов, средств во­площения нравственных ценностей в новой социальной обстановке, что предполагает серьезное нравственное очищение российского об­щества снизу доверху. При этом следует всегда учитывать, что со вре­мен Платона предпринимались попытки создания схемы идеального общества (государства), конструирования различных утопий (и ан­тиутопий). Но социальные идеалы могут рассчитывать на истинное, а не временное воплощение, если они базируются на вечных ценно­стях (истины, добра, красоты, человечности), согласующихся с нравст­венными идеалами. Принщшы. Моральные принципы — одна из сторон выражения нравственных требований. > Принцип — это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил. В принципах отчетливо выражаются универсальные формулы по­ведения. Если ценности, высшие идеалы — явления эмоционально­образные, если нормы вообще могут не осознаваться и действуют на уровне моральных привычек и бессознательных установок, то прин­ципы — феномен рационального сознания. Они четко осознаются и от­ливаются в точные словесные характеристики. К числу моральных прин­ципов относятся такие нравственные начала, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выра­жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; Законом РФ «О милиции» определены также принципы ее дея­тельности: законность, гуманизм, справедливость, уважение прав че­ловека, гласность. Неукоснительное соблюдение этих принципов яв­ляется непременным условием успешной практической деятельности сотрудников правоохранительных органов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.