Диагностика - это прояснение всех обстоятельств протеканиядидактического процесса, точное определение его результатов. Диагностирование обученности, т. е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматриваетсятак же, как достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Контролирование, оценивание знаний, умения обучаемых включается в диагностирование как необходимые составные части. Контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Противоречивый характершкольной оценки отметил еще Я. А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своимправом на оценку. Требование объективности контролированияв сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы. В новой демократической школе не должно быть формальногоконтроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым иполезным, прежде всего самому обучаемому. Проверка - выявление и измерение знаний, умений обучаемых. Проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связимежду учителем и учащимися, получение педагогом объективнойинформации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеетцелью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего.