Государственный бюджет - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием денежного фонда страны, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально -культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Государственному бюджету можно дать еще несколько определений: - ведущее звено финансовой системы (он объединяет налоги, государственный кредит, расходы государства). Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование; - это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается парламентом; - это форма образования и использования централизованного фонда денежных средств; - это основное орудие перераспределения НД; - это роспись доходов и расходов государства. Сущность бюджета реализуется через 2 функции: - распределительная (концентрация финансовых ресурсов в руках государства и перераспределение их на нужды государства); - контрольная (позволяет узнать насколько полно и своевременно финансовые ресурсы концентрируются в руках у государства, и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются); Федеральный Бюджет принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации. Состав и структура доходов Федерального Бюджета РФ До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90 % общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. В результате перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в РФ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги. Налоговая реформа в РФ была осуществлена в 1991 г. Были определены принципы построения налоговой системы, ее структура и состав, права и обязанности плательщиков и налоговых органов. В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги; местные налоги. В настоящее время основные федеральные налоги: НДС, акцизы; таможенные пошлины; налог на прибыль предприятий и организаций; налог на доходы с физических лиц и др. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ Расходы федерального бюджета РФ классифицируются: по своей роли в процессе воспроизводства (содержание материального производства и содержание непроизводственной сферы); по функциональному назначению (на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборону, управление, правоохранительную деятельность, на обслуживание государственного долга и т. д. Все расходы бюджета состоят из: текущих расходов; затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы (закупки товаров и услуг, оплата труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам, платежи по внешнему долгу и т. д.). Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт. В связи с претворением в жизнь программы приватизации сокращаются расходы бюджета на народное хозяйство, т. к. происходит преобразование значительной части государственных предприятий в АО, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках. Расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства; финансирование социально-культурных мероприятий; обороны страны; правоохранительной деятельности; международного сотрудничества; погашение и обслуживание государственного долга; финансовая поддержка регионов. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 гг. отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.