В XV–XVI вв. Русь окончательно избавилась от монголо-татарских захватчиков, полностью сформировалось Русское единое государство. Эти явления заметным образом сказались на культуре. Ведь именно борьба русского народа с иноземцами, новые задачи государства стали основными темами в развитии русской культуры. В частности, такая тематика прослеживается в литературе. Наиболее известными литературными произведениями того времени стали «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.), повествующие о временах монголо-татарского нашествия, восхваляющие мужество и смелость русских воинов-освободителей. После окончательного объединения русских земель в XV в. происходит и слияние местных культур. Появляется общерусская культура с ее характерными особенностями, сохранившимися в течение многих веков. В XV в. появился новый литературный жанр – литературные путешествия. Купец Афанасий Никитин описал свое путешествие в Индию (1466–1472 гг.) в записках «Хождение за три моря». Это произведение отличается, многосторонностью. Важным этапом в становлении русской литературы стало появление книгопечатания в конце XV в. До этого пергамент стали заменять бумагой. В Москве появилась первая типография, во главе которой стояли Иван Федоров (ок. 1510–158 3) и Петр Мстисла-вец. На начальном этапе становления единого Русского государства наиболее развитыми в архитектурном отношении были Новгород и Псков. Поскольку именно эти города в наименьшей степени пострадали при монголо-татарском нашествии. В XIV в. в Новгороде стали формироваться новые архитектурные формы. Для нового стиля характерно нарядное внешнее убранство. Это и фресковые росписи, и скульптурные кресты, и декоративные ниши. Но в Новгороде возводились не только храмы, широко велось гражданское строительство. Ярким примером городской архитектуры являются Грановитая палата (1433 г.) и Каменный кремль (1302 г.). И конечно же в новом государстве начинается застройка столицы. Наиболее известное из архитектурных произведений Москвы – Московский Кремль. Первоначально он был укреплен валом. Но во время царствования Ивана IIIначалась его перестройка. В 1485–1495 гг. стены из белого камня были заменены кирпичным. Во время правления Ивана III в 1475–1479 гг. был построен Успенский собор, а в 1484–1489 гг. – Благовещенский собор, а также была построена Грановитая палата (1487–1491 гг.). Во времена правления его сына Василия III (1505–1508 гг.) был построен Архангельский собор Московского Кремля, колокольня «Иван Великий» (1505–1508 гг.), которая была надстроена в 1600 г. Неотрывно от зодчества развивалась и живопись. В первую очередь иконопись. Гениальными художниками XIV–XV вв. были Феофан Грек (ок. 1340 – после 140 5) и Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430). Итак, культура Московской Руси XIV–XVI вв. – это символ расцвета, начало формирования единой общерусской культуры.