Многоуровневая культура, в зависимости от того, кто эту культуру создает, имеет несколько форм: элитарную, народную, массовую. Из самих названий этих форм уже можно сделать выводы о том, о каких создателях культуры здесь идет речь. Но все же остановимся поподробнее на каждой из форм культуры. Элитарную культуру часто называют высокой культурой. Она создается по заказу элиты общества, его привилегированной части профессионалами своего дела. Сюда входят и классическая музыка, и классическая литература, различные виды изящного искусства. Лозунгом служит высказывание «Искусство ради искусства». Элитарная культура чаще всего недоступна малообразованному народу, находится в некоторой изоляции от него. Противоположностью элитарной (высокой) культуре является культура народная, другое название – любительская культура. Ее творцы не имеют какой-либо профессиональной подготовки в своем деле, зачастую их имена остаются неизвестными. Наиболее часто употребляемое определение для народ– ной (любительской) культуры – фольклор. Сюда входят различные мифы, сказки, предания, танцы и песни. Народная культура подразделяется на индивидуальную (повествования, сказки, легенды), групповую (танцы, песни), массовую (карнавалы). Фольклор в отличие от элитарной культуры остается привязанным к конкретному месту, к его традициям и нормам. Другой вид культуры – массовая культура. Второе название – общедоступная культура. Она не отличается какой-то изысканностью и аристократичностью вкусов. Массовая культура появляется в середине ХХ в. Это связано с распространением в большинстве стран средств массовой информации. Массовое искусство – это искусство для каждого, поэтому должно удовлетворять вкусы большинства. Вот почему оно напрямую зависит от рынка. Массовая культура тоже подразделяется, в нее входят интернациональная и национальная массовые культуры. В отличие от элитарной культуры массовая предназначена для большей аудитории, а в противоположность народной культуре, для которой характерна анонимность, массовая культура – авторская. Важной характеристикой массовой культуры является такое понятие, как мода. Массовая культура должна удовлетворять сиюминутные желания людей, быстро изменяться, быть актуальной. Все это ведет к ряду недостатков: примитивизму, культурной посредственности, появлению примитивных культов, героев, жажде обладания вещами и т. п. Но есть и достоинство: массовая культура прежде всего основана на архетипах.