Софистами называли древнегреческих философов, живших от середины 5 века до 4 века до н.э.
Первоначально слово «софист» было равным по значению слову «мудрый» и имело в виду человека, хорошо разбирающегося в самых различных проблемах частной и общественно-государственной жизни. Однако приблизительно с середины 5 века до н.э. софистами начали называть появившихся тогда в большом количестве индивидуальных преподавателей умения красиво говорить, а также преподавателей разнообразных знаний, которые считались нужными для всестороннего участия в гражданской общественно-политической жизни.
Софистов критиковали многочисленные слои консервативного древнегреческого (прежде всего, афинского) общества. В частности, например, софист по имени Протагор обвинялся в нечестивости, а великий философ Сократа (который сам много выступал против софистов) с целью поругания был представлен своими общественными противниками в образе типичного софиста в комедии «Облака», написанной великим древнегреческим драматургом-комедиографом Аристофаном.
Давая историческую оценку философских взглядов софистов, мы неизбежно сталкиваемся с многочисленными трудностями. А трудности эти вот какого плана:
В своей система образования софисты не уделяли большого внимания систематическому овладению учащимися какими бы то ни было знаниями. Основной целью софистов было научить учащихся употреблять приобретенные знания в спорах и риторических выступлениях. Поэтому неудивительно, что в их педагогической деятельности основное место было уделено риторику – искусству красиво и выразительно говорить.
В древнегреческой софистической науке почти невозможно обнаружить цельные школы или научные течения. Древнегреческая софистика скорее определяется разнообразием взглядов и мыслей ее представителей.
Проблемы философии природы занимали софистов в меньшей степени, чем философов предыдущих поколений. Очень часто философия софистов походила на ионийскую философию.
Отличительной характеристикой всех софистов является их социально-общественное положение.
Главную роль в философских взглядах софистов играло противопоставление природы человеческому обществу.
Расцвет деятельности философов-софистов приходится на время Пелопонесской войны (хронологические рамки: с 431 по 404 годы до нашей эры). Во времена древнегреческого философа Аристотеля (4 век до нашей эры) софистическая философия уже приходила в упадок.
В философской науке принято выделять «старших» и «младших» софистов. Наибольшую известность получили «старшие» софисты. Время их деятельности приходится на вторую половину 5 века до нашей эры (это такие, например, философы как Протагор, Горгий, Антифонт и Критий).
Софист по имени Горгий жил с 483 по 373 года до нашей эры. Горгий был виднейшим сторонником относительности всего в окружающем мире. Его относительность близка к скептицизму – сомнению во всём. В своём трактате, называвшемся «О несуществующем, или о натуре», Горгий доказывал три ключевых идеи:
При аргументировании своих идей Горгий апеллирует к доказательствам, схожим с доказательствами философов-элеатов. Вся структура аргументации каждой из этих идей заключается в принятии какого-либо изначального суждения, из которого в последующем выводится определённое следствие, ведущее к дискуссии по обозначенной проблеме.
Софист Горгий очень чётко отделяет друг от друга значения слов и употребляет изменения в этих значениях в разнообразном контексте. Игра с выразительностью речи, ее логико-грамматической конструкцией была характерна и для остальных философов-софистов. Хочется подчеркнуть, что особое внимание Горгий уделял риторике и ее теоретическому изучению. В частности, Горгия сильно занимали вопросы языкового воздействия на слушателей. С точки зрения Горгия, речь является лучшим и самым совершенным орудием человека.
Историческое значения софистики Горгия не ограничено исключительно риторикой. Стоит отметить, что его относительное восприятия всего сущего, а также осознание им различий между познаваемым и познающим сыграли важную роль в дальнейшем развитии не только философии, но и психологии.
Относительность проявляется и в сочинениях другого, не менее известного чем Горгий, софиста по имени Протагор (годы жизни: с 481 по 411 года до н.э.). Во взглядах Протагора наиболее ярко проявляет себя материалистическая тенденция во взглядах, характерных, в целом, для «старших» софистов.
Протагор, подобно известному древнегреческому философу 6 века до н.э. – Гераклиту, – утверждал, что «материальный мир текуч, в следствие чего нечто всё время приходит в положение того, что отходит». Протагор также говорил, что «восприятие подвержено изменению в зависимости от возраста и некоторых других условий».
Материализм софиста Протагора связан с отрицанием существования бога. Его сочинение «О богах» ярко демонстрирует эту мысль уже в самом начале, где Протагор утверждает: «О богах я не могу что-либо знать или разуметь».
Исторические предания говорят о том, что жители Афин обвинили Протагора в отрицании отеческих богов, а народный суд приговорил Протагора к изгнанию из родного полиса – Афин.