Софисты Древней Греции


Софисты Древней Греции

Кто такие софисты

Софистами называли древнегреческих философов, живших от середины 5 века до 4 века до н.э.

Замечание 1

Первоначально слово «софист» было равным по значению слову «мудрый» и имело в виду человека, хорошо разбирающегося в самых различных проблемах частной и общественно-государственной жизни. Однако приблизительно с середины 5 века до н.э. софистами начали называть появившихся тогда в большом количестве индивидуальных преподавателей умения красиво говорить, а также преподавателей разнообразных знаний, которые считались нужными для всестороннего участия в гражданской общественно-политической жизни.

Софистов критиковали многочисленные слои консервативного древнегреческого (прежде всего, афинского) общества. В частности, например, софист по имени Протагор обвинялся в нечестивости, а великий философ Сократа (который сам много выступал против софистов) с целью поругания был представлен своими общественными противниками в образе типичного софиста в комедии «Облака», написанной великим древнегреческим драматургом-комедиографом Аристофаном.

Проблема изучения творчества софистов

Давая историческую оценку философских взглядов софистов, мы неизбежно сталкиваемся с многочисленными трудностями. А трудности эти вот какого плана:

  • главные произведения софистов не сохранились до нашего времени.
  • исследование с помощью косвенных сведений осложнено тем, что софисты не старались создавать конкретную ценностную систему знаний.
  • об идеях софистов можно судить, в основном, по тем спорам, которые вели против них великие древнегреческие философы рубежа 5 и 4 веков до н.э. – Платон и Аристотель, – а также находившиеся под влиянием Платона и Аристотеля философы последующих веков.

Характеристика философских взглядов софистов

В своей система образования софисты не уделяли большого внимания систематическому овладению учащимися какими бы то ни было знаниями. Основной целью софистов было научить учащихся употреблять приобретенные знания в спорах и риторических выступлениях. Поэтому неудивительно, что в их педагогической деятельности основное место было уделено риторику – искусству красиво и выразительно говорить.

В древнегреческой софистической науке почти невозможно обнаружить цельные школы или научные течения. Древнегреческая софистика скорее определяется разнообразием взглядов и мыслей ее представителей.

Проблемы философии природы занимали софистов в меньшей степени, чем философов предыдущих поколений. Очень часто философия софистов походила на ионийскую философию.

Отличительной характеристикой всех софистов является их социально-общественное положение.

Главную роль в философских взглядах софистов играло противопоставление природы человеческому обществу.

Расцвет деятельности философов-софистов приходится на время Пелопонесской войны (хронологические рамки: с 431 по 404 годы до нашей эры). Во времена древнегреческого философа Аристотеля (4 век до нашей эры) софистическая философия уже приходила в упадок.

Философские воззрения софиста Горгия

В философской науке принято выделять «старших» и «младших» софистов. Наибольшую известность получили «старшие» софисты. Время их деятельности приходится на вторую половину 5 века до нашей эры (это такие, например, философы как Протагор, Горгий, Антифонт и Критий).

Софист по имени Горгий жил с 483 по 373 года до нашей эры. Горгий был виднейшим сторонником относительности всего в окружающем мире. Его относительность близка к скептицизму – сомнению во всём. В своём трактате, называвшемся «О несуществующем, или о натуре», Горгий доказывал три ключевых идеи:

  • ничего не имеет бытия,
  • если что-то и имеет бытие, то это бытие никоим образом нельзя познать,
  • если и есть шанс что-то познать, то всё равно нет и не будет никакой возможности это познанное как-либо передать другому человеку.

При аргументировании своих идей Горгий апеллирует к доказательствам, схожим с доказательствами философов-элеатов. Вся структура аргументации каждой из этих идей заключается в принятии какого-либо изначального суждения, из которого в последующем выводится определённое следствие, ведущее к дискуссии по обозначенной проблеме.

Софист Горгий очень чётко отделяет друг от друга значения слов и употребляет изменения в этих значениях в разнообразном контексте. Игра с выразительностью речи, ее логико-грамматической конструкцией была характерна и для остальных философов-софистов. Хочется подчеркнуть, что особое внимание Горгий уделял риторике и ее теоретическому изучению. В частности, Горгия сильно занимали вопросы языкового воздействия на слушателей. С точки зрения Горгия, речь является лучшим и самым совершенным орудием человека.

Замечание 2

Историческое значения софистики Горгия не ограничено исключительно риторикой. Стоит отметить, что его относительное восприятия всего сущего, а также осознание им различий между познаваемым и познающим сыграли важную роль в дальнейшем развитии не только философии, но и психологии.

Философские воззрения софиста Протагора

Относительность проявляется и в сочинениях другого, не менее известного чем Горгий, софиста по имени Протагор (годы жизни: с 481 по 411 года до н.э.). Во взглядах Протагора наиболее ярко проявляет себя материалистическая тенденция во взглядах, характерных, в целом, для «старших» софистов.

Протагор, подобно известному древнегреческому философу 6 века до н.э. – Гераклиту, – утверждал, что «материальный мир текуч, в следствие чего нечто всё время приходит в положение того, что отходит». Протагор также говорил, что «восприятие подвержено изменению в зависимости от возраста и некоторых других условий».

Материализм софиста Протагора связан с отрицанием существования бога. Его сочинение «О богах» ярко демонстрирует эту мысль уже в самом начале, где Протагор утверждает: «О богах я не могу что-либо знать или разуметь».

Исторические предания говорят о том, что жители Афин обвинили Протагора в отрицании отеческих богов, а народный суд приговорил Протагора к изгнанию из родного полиса – Афин.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :