Философия социальной антропологии


Философия социальной антропологии

В 20 в. возникла целая цепь областных антропологий, которые исследовали природу человека под разнообразными ракурсами взглядов. Как правило, подчеркивают следующие типы антропологий: педагогическую, философско-религиозную, историческую, политическую. Такое разделение считается в определенной мере относительным. Однако очевидно движение направленное на разделение исследований.

B.C. Барулин выдвигал мнение, что формирование социальной антропологии было шагом вперед при изучении человека в его социальной жизни, в его общественно-культурных отношениях. В ней конкретно сливались философская история и антропология, психология и этнография, а также другие дисциплины. Здесь главенствовал взгляд на человека в контексте особенности его общественного существования. Но в этой нацеленности к конкретике человеческой жизни автор усматривает силу предметного нахождения соц. антропологии. Так как определенные социальные нюансы человеческого существования очень разнообразны, то естественно в состав социальной антропологии входят самые различные изучения. Поэтому ее статус до сих пор остается крайне многозначным.

Направленность философии

Стратегическую предметную ориентацию этой дисциплины можно сформулировать выражением «человек в обществе». Но в таких обобщенных рамках появляется довольно многообразное толкование. В.В. Шаронов и В.Т. Пуляев отмечают, что формирование единой системы целостности человека допустимо лишь в рамках того теоретического устройства, которое одновременно включает в себя синтетическую теорию общества. Больше того, понятия человека и общества необходимо рассматривать как две модели единой общей теории соц. жизни и соц. философии. Другими словами, концепция общества открывает секрет формирования социального сознания человека, а теория оказывает содействие для решения общесоциологических вопросов. Социальная антропология имеет свой взгляд на единство человека. Она старается раскрыть связь духовного внутреннего мира человека с внешним социальным миром. Более подробно предметная сфера социальной антропологии может быть показана в противоречивом единстве трех главных участков взаимодействия социума и человека:

  1. Предопределенность внутреннего мира человека конфигурациями его социальной жизни, являющимися результатом наглядно-практической деятельности предыдущих поколений, а кроме того продуктами созидательной энергии и творческой работы его современников, других людей.
  2. Независимость душевного мира личности от объективированных общественных конфигураций, органов и взаимоотношений. В этом случае разговор идет о сравнительной автономности внутреннего мира человека. Предметом внимания социальной антропологии при этом выступает вся непростая конструктивная организация внутреннего мира, самообусловленность его парадоксов. Особую заинтересованность представляет открытие своей базисной логики развития и функционирования внутреннего мира человека, его персональности. Человек самореализуется лишь включением его в коллективное общество. Индивидуальность не теряется при этом, а осуществляется в процессе постижения другого личностного человека.
  3. Предопределенность наружных объективированных общественных конфигураций продуктами внутреннего мира человека, которые подразумевают процедуру преодоления людьми внешней потребности социальной действительности, как в сознании людей, так и в их реальной деятельности. Собственно эта сфера связи внешнего и внутреннего является главным предметным содержанием социальной антропологии. В сущности, ее объектом считается человек создающий, который несет полную ответственность и за свои творения, и за его плоды.

Социальная антропология, как заново возникающее течение в изучении личности, обладает рядом преимуществ:

  • во-первых, ее объектом становится все богатство взаимосвязей, открытых и не раскрытых сцеплений личности и сообщества, существенно более трудных, чем элементарные причинные цепи факторов и следствий;
  • во-вторых, формирование социальной антропологии играет значительную роль в выравнивании перекоса, что сложился вследствие длительного первенства марксистских идей, в рамках которой люди раскрывались посредством общества и при этом были только целью для решения социальных задач;
  • в-третьих, социальная антропология на сегодняшний день – это еще не сформировавшаяся наука.

Категории философии

Одной из важнейших категорий социальной антропологии является коммуникация. Пигров отмечает в своих трудах: «общение способствовало развитию людского тела и вещественность целого мира установлено отношениями».

Замечание 1

Другой важной категорией философии социальной антропологии считается творчество. Она рассматривает творческий процесс шире, чем просто разрешение умственных задач. Творчество - это не только мысль, скорее деятельность, это и есть сама человеческая жизнь. Человек – единственный, кто осознает свою смертность, и единственный индивидуум, выработавший средство достижения вечной жизни в творчестве.

Барулин утверждает, что в постсоветской философии с успехом осваивается тема социальной антропологии, в которой человек все более открывается в собственной ценности, человечески-общественной неповторимости.

Философия социальной антропологии занимается исследованием социума и образа человека в нем. Также она рассматривает вопросы культуры, как качественной характеристики общества, этапы ее становления и развития цивилизаций. Изучая социальную философию, человек видит обобщенную картину общества, роль личности в ней и ищет смысл жизни.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :