В 20 в. возникла целая цепь областных антропологий, которые исследовали природу человека под разнообразными ракурсами взглядов. Как правило, подчеркивают следующие типы антропологий: педагогическую, философско-религиозную, историческую, политическую. Такое разделение считается в определенной мере относительным. Однако очевидно движение направленное на разделение исследований.
B.C. Барулин выдвигал мнение, что формирование социальной антропологии было шагом вперед при изучении человека в его социальной жизни, в его общественно-культурных отношениях. В ней конкретно сливались философская история и антропология, психология и этнография, а также другие дисциплины. Здесь главенствовал взгляд на человека в контексте особенности его общественного существования. Но в этой нацеленности к конкретике человеческой жизни автор усматривает силу предметного нахождения соц. антропологии. Так как определенные социальные нюансы человеческого существования очень разнообразны, то естественно в состав социальной антропологии входят самые различные изучения. Поэтому ее статус до сих пор остается крайне многозначным.
Стратегическую предметную ориентацию этой дисциплины можно сформулировать выражением «человек в обществе». Но в таких обобщенных рамках появляется довольно многообразное толкование. В.В. Шаронов и В.Т. Пуляев отмечают, что формирование единой системы целостности человека допустимо лишь в рамках того теоретического устройства, которое одновременно включает в себя синтетическую теорию общества. Больше того, понятия человека и общества необходимо рассматривать как две модели единой общей теории соц. жизни и соц. философии. Другими словами, концепция общества открывает секрет формирования социального сознания человека, а теория оказывает содействие для решения общесоциологических вопросов. Социальная антропология имеет свой взгляд на единство человека. Она старается раскрыть связь духовного внутреннего мира человека с внешним социальным миром. Более подробно предметная сфера социальной антропологии может быть показана в противоречивом единстве трех главных участков взаимодействия социума и человека:
Социальная антропология, как заново возникающее течение в изучении личности, обладает рядом преимуществ:
Одной из важнейших категорий социальной антропологии является коммуникация. Пигров отмечает в своих трудах: «общение способствовало развитию людского тела и вещественность целого мира установлено отношениями».
Другой важной категорией философии социальной антропологии считается творчество. Она рассматривает творческий процесс шире, чем просто разрешение умственных задач. Творчество - это не только мысль, скорее деятельность, это и есть сама человеческая жизнь. Человек – единственный, кто осознает свою смертность, и единственный индивидуум, выработавший средство достижения вечной жизни в творчестве.
Барулин утверждает, что в постсоветской философии с успехом осваивается тема социальной антропологии, в которой человек все более открывается в собственной ценности, человечески-общественной неповторимости.
Философия социальной антропологии занимается исследованием социума и образа человека в нем. Также она рассматривает вопросы культуры, как качественной характеристики общества, этапы ее становления и развития цивилизаций. Изучая социальную философию, человек видит обобщенную картину общества, роль личности в ней и ищет смысл жизни.