Социологическое представление о современном проекте человека в социуме выстроил Э. Гидденс. В отличие от сугубо экономического представления о капитализации человеческих ресурсов, человека Гидденс рассматривал как ресурс, отношению к которому определяют внешние экономические и политические субъекты.
Социальная философия — раздел философии, который еще глубже, по отношению к самой философии, изучает систему становления и развития общества, место человека в нем и взаимодействие между ними. В какой-то степени социальная философия приближена к теории социологии, однако сама философия как наука больше выполняет критическую функцию поиска ответов на вопросы и разрешение конфликтов.
Философия социальной деятельности − это идеология профессиональной деятельности, в основе которой положены ценности, созданные с развитием социальной работы как общественной профессии. Иными словами, философия социальной работы − это всеобщее представление людей, которые объединены общими требованиями к определенной профессии и имеют соответствующие знания. При этом люди руководствуются профессиональными и общественными принципами, нормами, а также совместными ценностями. Сама социальная философия взаимосвязана с философией образования. Однако она изучает ещё связь человека с обществом на уровне зарождения качеств. Говоря о социальной философии как об отдельном явлении, следует выделять 5 основных функций:
Познавательная функция включает в себя предпосылки и процесс изучения взаимосвязи общественного сознания и бытия. Диагностическая функция заключается в анализе общества и всех его процессов с точки зрения его нынешнего состояния, подразумевает оценку вариантов развития, их причин, методов и планов.
Прогностическая функция организовывает процессы выработки обоснованных прогнозов о тенденциях развития человечества, конфликтных процессов и социальных противоречий.
Образовательная функция дает возможность изучать социальную философию студентами, учёными, политиками. Проективная позиция социальной философии позволяет производить разработку проекта по преобразованию и действительности в интересах определенной социальной общности разных масштабов — группы, класса, нации.
Целью изучения и раскрытия философии социального образования является обоснование понятия человеческого потенциала как особой формы социального и антропологического требования к результату образования с точки зрения философии. В само образование заложено разворачивание представления о норме открытого образования как практики развития человеческого потенциала.
Задачи философии социального образования следующие:
Объект исследования философии социального образования — система образовательной деятельности как главный социальный и антропологический институт в его развитии, различных модификациях и вариантах проявления.
Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного направления, которые являются неотъемлемой частью социального образования, включает в себя следующие элементы:
Предмет исследования философии социального образования — это социально-антропологическое основание, при котором требования к разворачиванию современной системы образовательных практик сводятся к образованию социального института.
Гипотеза исследования философии заключается в том, что организация образовательной деятельности происходит в форме изолированного социокультурного института. Его основным назначением является подготовка человека к современной жизни. Необходимо понимать и уметь разграничивать явления институтов практической антропологии: