Иммануил Кант считается основоположником классического философского учения в Германии. Мыслитель акцентировал особое внимание на свободе человеческой воли и духа, его суверенности относительно окружающего мира и природы. Творения Иммануила Канта описывали главную задачу, которая заключалась в предоставлении ответов на основные вопросы, затрагиваемых сущность человеческого разума и жизни.
Начало интеллектуально-философской деятельности Канта считают докритическим периодом. Философ занимался естественно-научными проблемами и созданием важных теорем в данной сфере.
Он сформулировал космогоническую гипотезу об особенностях Солнечной системы и ее происхождении из газовой туманности.
Также он трудился над концепцией воздействия отливов и приливов на суточную скорость вращения планеты. Кант исследовал природные явления и вопросы родового происхождения конкретных народов. Мыслитель предложил систематизировать представителей животного мира по мере их возможного происхождения.
Иммануил Кант родился на свет 22 апреля 1724 года в маленьком городе Кенигсберг, в простой семье ремесленника. Его родители стремились вырастить сына интеллигентным, поощряя его интерес к наукам. Будущий философ воспитывался с религиозным уклоном, однако с самого детства имел плохое здоровье.
Кант учился в лицее «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году стал студентом Кенигсбергского университета, но не успел окончить учебу, так как ему пришло известие о смерти отца. В 1755 году мыслитель получил докторскую степень и начал преподавательскую деятельность. Он проводит семинары по математике и географии, постепенно обретая все большую популярность. Позднее он начинает читать лекции по метафизике, антропологии и логике.
Ученый преподает в течение 40 лет. Осенью 1797 года его педагогическая карьера завершается в связи с преклонным возрастом. Стоит отметить, что Кант никогда не покидал родного города, и был в нем уважаем и очень известным. Он скончался 12 февраля 1804 и был похоронен в Кенигсберге.
Социальная философия Кант четко отображается в его работах: "Идея всемирной истории в гражданской системе" (1784), "Ответ на вопрос: что представляет собой "Просвещение?", "К вечному миру" (1795).
Кант основывался в своих учениях на идеях прогресса, выдвинутых идеологами о просвещении в историческом становлении всего человечества.
Он стремился определить суть закономерности, направляющая данный прогресс, утверждая, что история развивается по строго утвержденному в том или ином государстве плану. При этом философ придавал существенное значение участию самих людей в формировании этой реформы.
Заслуга Иммануила Канта заключается в том, что он озвучил проблему разногласий в общественно-культурном прогрессе, источником которых являются различные раздоры, порождаемые честолюбием, эгоизмом, корыстолюбием, трусостью и властолюбием. Стоит отметить, что мыслитель трактовал эти качества чисто с натуралистической точки зрения. Он считал, что основной проблемой человечества считается получение гражданского правового социума. Эталоном же государственного механизма называл республиканский режим.
Огромное внимание Кант уделял вопросам мира и войны. В произведении "Идея всемирной истории..." он пытается донести значимость вечного мира, который необходимо заключить между странами, иначе вооруженные конфликты могут уничтожать все достижения цивилизации. Он составил проект документа о вечном мире, который был изложен в работе "К вечному миру". Сначала у философа идут шесть основных статей проекта:
Основные идеи проекта Канта предполагали формирование всеобщей федерации государств, отвергающей военные конфликты и проводящие принцип гостеприимства в действие, который гарантирует эмигранту уважительное отношение ос стороны нового общества. Для философа вечный мир является высшим политическим благом, которого возможно добиться только при наилучшем правительственном строе, где власть принадлежит законам, а не людям.
Под гносеологией следует понимать философско-методологическое направление, изучающее знание как таковое, а также строение, функционирование и развитие границ человеческого познания.
Кант не признавал догматический метод постижения чего-то нового. Он полагал, что нужно базироваться на критическом принципе философствовании. Свою позицию он ясно выразил в изучении разума и достигаемых им пределов. Философ, во всемирно известном творении «Критика чистого разума» описывает объективность агностических идей. Агностицизм подразумевает, что доказать подлинность суждений невозможно, если полагаться только на субъективный опыт. Предшественники Канта рассматривали предмет познания (т.е. действительность, окружающий мир), как ключевую причину сложностей человеческого сознания. Но мыслитель не соглашался с ними, утверждая, что источник всех трудностей познания заключается в субъекте познания (т.е. в человеке).
Философ в своих работах пишет о человеческом разуме. Он полагает, что сознание не идеально и ограничивает людей в возможностях. При попытке выйти за границы возможностей познания, разум начинает конфликтовать с непреодолимыми противоречиями. Эти конфликты Кант обозначил и выделил в антиномии. Пользуясь умом, каждый индивидуум способен доказать оба постулата антиномии, несмотря на то, что они являются антиподами.
Критическую и социальную философию мыслителя по праву считают главным синтезом систем, ранее созданных учеными со всего мира. Работы Канта можно назвать апогеем всех предыдущих философских идей. Интеллектуальная деятельность и достижения философа стали исходной точкой, с которой начинается современная философия. Кант разработал универсальный синтез всех основных концепций своих современников. Он переработал принципы рационализма и эмпиризма, иначе интерпретировал теории Лейбница, Локка и Юма.
Кант сформулировал обобщенную модель, применив критицизм по отношению к действующим гипотезам. Он обогатил уже имеющиеся взгляды своими оригинальными идеями, порожденные его блестящим разумом. В дальнейшем, критицизм станет неопровержимым условием по отношению к любому философскому воззрению. Субъективизм невозможно разрушить или опровергнуть, его можно только совершенствовать.
Особой заслугой Канта является его решение древней и глубинной проблемы, делящей философов на представителей эмпиризма и рационализма. Кант проработал этот вопрос, чтобы продемонстрировать сторонникам обеих школ однобокость их общего мышления. Он предложил вариант, который отразил реальное взаимодействие опыта и разума в истории становления человеческого познания.