Гносеология представляет собой раздел философии, который занимается рассмотрением вопросов познания, его природы и сущности, изучает формы и методы познания, условия нахождения истины, ее критериев.
Гносеология в социальной философии выступает как социальное познание. Само понятие «социальное познание» несет в себе двойной смысл: с одной стороны, оно выступает как познание обществом всего, что его окружает, с другой, это познание, направленное на само общество. В социальной философии особую ценность приобретает второе направление.
Предмет этого познания, т.е. социум, имеет свою специфику:
В социальном познании стоит избегать полного перенесения естественно-научного метода, что на практическом уровне означает увеличение значимости и авторитета различных наук об обществе и природе, таких как биология, медицина, кибернетика, психология, химия и т.д. Социальная философия берт только те знания и методы, которые могут быть сопряжены с ней, могут быть раскрыты в едином философском ключе.
В гносеологии выделяют четыре направления познания, а именно:
Каждое из этих направлений имеют свою специфическую форму выражения в социальном познании, так, например, эмпиризм предстает как социальный эксперимент, а рационализм - социальное моделирование. Сенсуализм воплощается в социальном наблюдении, а иррационализм находит себя к социальном предвидении.
Социальное наблюдение выступает первичным и самым простым элементом социального познания. Причем данное наблюдение носит научный характер, оно связано с решением какой-либо научной задачи или проблемы.
Наблюдение может быть включенным и невключенным, т.е. производиться извне по отношению к социальной группе или изнутри. Наибольшую степень доверия имеет включенное наблюдение, которое разделяют на активное и пассивное. Главная цель наблюдения - провести исследование так, чтобы реакции изучаемого объекта были естественными и испытывали влияния наблюдателя самые минимальные. При проведении наблюдения объект, если мы говорим про живое существо, а тем более живые подвижные социальные образования, способен менять свое поведение, изменять или прекращать свою специфическую деятельность. Поэтому активное наблюдение, когда наблюдатель предстает как один из членов социальной группу, сводит возмущение объекта изучения практически к нулю.
При проведении наблюдения, а тем более при оценивании получаемых данных, особенно при использовании статистических методов, социальная философия вынуждена проявлять большую осторожность, чтобы не получить сфальсифицированные или субъективистские результаты.
Социальный эксперимент предстает как активный способ познания. Субъект имеет полное право вмешиваться в течение деятельности субъекта, нарушая естественный ход вещей. Суть эксперимента и заключается в активном воздействии на изучаемый объект при помощи специальных методов. Эксперимент обладает рядом преимуществ, а именно:
Социальный эксперимент имеет свою конкретно-историческую специфику. Так, обычные эксперименты из точных наук, например, биологии или химии, могут быть повторены в разные эпохи, в то время как социальный в различные исторические реальности будет давать разный результат, а в некоторых случаях - противоположный. Социальные объекты труднее изолировать, чтобы обеспечить чистоту эксперимента и нивелировать воздействие посторонних факторов. Социальную группу нельзя поместить в вакуум. Поэтому часть социальных экспериментов потерпела неудачу.
Однако социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к своей организации и постановке целей, т.к. легко преступить ту грань, когда эксперимент станет антигуманным и разрушающим по отношению к людям. Поэтому собственно для получения теоретического знания он не должен применяться, его основные функции заключаются в познании и совершенствовании общественной практики, а также возможность применять полученные знания на практике. Подтверждать или опровергать какую-либо теоретическую идею с помощью эксперимента безнравственно.
Альтернативной формой эксперименту выступает социальное моделирование. В данном случае в качестве объекта выступает не сам оригинал, т.е. социальная общность, а его заместитель, имеющий важные для исследователя свойства, аналогичные оригинальным. Такие модели могут быть материальными или идеальными (мысленные модели). Материальные модели имеются в реальности и изучаются через способ наблюдения и эксперимента. Однако большинство моделей в социальном моделировании - идеальные, образные, которые исследуются с помощью специальных формализованных средств.