Бессознательное поведение


Бессознательное поведение

Сознательное и бессознательное

Определение 1

Сознание – это субъективный пласт переживаний, на котором отображаются как объекты внешнего мира, так и собственная психическая деятельность индивида.

Сознание выполняет роль экрана, на который проецируется психическое содержание, оно не только отражает его, но и направляет, концентрируя внимание на тех или иных объектах. Сознание всегда находится в сфере настоящего, оно актуально жизненной ситуации и тем переживаниям, которые испытывает субъект.

Самосознание, как способность человека осознать самого себя, соотнести актуальное состояние собственного сознания, с тем что было раньше и спроецировать его в будущее, является феноменом, на основании которого строится образ Я, более или менее стабильный на протяжении длительного времени.

Замечание 1

Я подкрепляемое посредством самсознания, стремится к проявлению через регулируемые, волевые акты, которые были спланированы в результате мыслительной деятельности, а их результаты подвергаются критическому анализу.

Однако значительная доля реального поведения личности и проявления Я приходится на бессознательную деятельность, т.е. производимую без произвольного усилия. При этом к сфере бессознательного или неосознанного можно отнести любое содержание, которое на момент свершения действия не отображается непосредственно в сознании, в следствии чего оно крайне разнородно и разнообразно.

Бессознательное объединяет как «низшие» психические процессы, которые эволюционно протекали и сформировались без участия сознания, такие как рефлекторная и инстинктивная деятельность, также процессы, которые прежде были сознательными, однако в силу автоматизации приобрели бессознательный характер, наконец содержание, детерминирующее наше сознание, задающее критерии и параметры оценки отображаемых явлений внешнего и внутреннего мира.

Рассматривая влияние бессознательной части психики на поведение традиционно выделяют три класса процессов:

  • бессознательные механизмы сознательных действий
  • бессознательные побудители сознательных действий
  • надсознательные процессы

Бессознательные механизмы сознательных действий

Определение 2

Под бессознательными механизмами понимается вся совокупность бессознательной активности, которая сопровождает и направляет сознательную деятельность индивида.

В свою очередь данный класс подразделяется также на три класса:

  • бессознательные автоматизмы
  • бессознательные установки
  • бессознательное сопровождение сознательных действий

Бессознательные автоматизмы представляют собой группу действий, которые производятся как бы сами собой, без участия сознательного контроля. В ней можно выделить первичные автоматизмы – рефлексы приобретенные ребенком на первом году жизни, такие как сосание или конвергенция глаз, ходьба, которые затем сохраняются на протяжении всей жизни. К другой группе относятся навыки – автоматизмы приобретаемые в процессе обучения и деятельности, за счет повторения, свертывания и запоминания какого-либо действия. К ним можно отнести как ручные манипуляции, например письмо, так и интеллектуальные действия – чтение, а также сложные виды движений, такие как вождение автомобиля. Отличительной чертой навыков является относительно легкое их развертывание – т.е. переход к сознательному контролю и выполнению действий.

Бессознательные установки предопределяют реакцию организма на внешние раздражители. Собственно установки предполагают состояние готовности, предрасположенности индивида воспринимать и реагировать на поступающую информацию определенным образом исходя из ожиданий личности. К этому же классу относятся и когниции, как усвоенные личностью без критического анализа формулы, которые искажают восприятие действительности определенным образом, заставляя индивида приписывать реальному поведению окружающих те или иные мотивы. Бессознательные установки достаточно часто становятся объектом психотерапевтического процесса.

Бессознательное сопровождение сознательных действий наиболее ярко и непосредственно проявляется через невербальные средства общения. Если достаточно крупные элементы невербалики, такие как мимика и жестикуляция достаточно часто поддаются сознательному контролю, то тоническое напряжение мышц, покраснение кожных покровов, ритмические характеристики голоса, практически полностью лежат в области бессознательного. При этом несмотря на значительные возможности по установлению сознательного контроля за разными невербальными проявлениями, полное осознание его невозможно, в следствии чего невербальная сторона общения всегда сообщает реципиенту об истинных переживаниях и отношении коммуникатора.

Бессознательные побудители и надсознательные процессы

Замечание 2

В отличие от механизмов бессознательные побудители не обеспечивают, а активируют сознательную деятельность личности. К числу побудителей можно отнести потребности, инстинкты, психические расстройства.

Потребность характеризуется состоянием острой нужды в чем-либо, нарушением равновесия между организмом и средой. Потребность возникает как из биологических нужд организма, так и социальных, продиктованных условиями среды, в которой обитает личность. Порождаясь, потребность активизирует ориентировочный рефлекс, заставляя личность прикладывать сознательные усилия по поиску объекта ее удовлетворения. Только после обретения объекта, потребность сможет стать вполне осознаваемым мотивом, имеющим четкую цель и путь его удовлетворения.

Инстинктов, как жестко заданных генетических программ присущих животным, у человека нет. Человеческие инстинкты представляют собой генерализованные социальные стереотипы, проявляющиеся через глобальные установки поведения личности. Психические расстройства, также проявляются через поведение, побуждая личность к неадаптивным и асоциальным его формам.

Надсознательные процессы представляют собой феномены, выходящие за рамки индивидуального сознания личности. Примером такого феномена является сознание толпы, при попадании в которую личность теряет значительную часть индивидуального контроля над поведением, подчиняясь процессам эмоционального заражения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :