Структура системы воспитания


Структура системы воспитания

Основные понятия концепции воспитания

Определение 1

Воспитательной системой называется комплексное общественное, психологическое и педагогичное формирование. Оно включает всю педагогическую деятельность, объединяет школьные уроки, занятия и внеклассное времяпровождение, процесс общения взрослого с ребенком.

Воспитательная система присутствует в разных образовательных учреждениях, культурных организациях, в дополнительном образовании, в оздоровительных организациях, в летних и трудовых лагерях, в любом общественном детском и юношеском объединении, учреждении. Прослеживается тесная связь системы воспитания с социумом (в селе, городе, микрорайоне).

Система воспитания создана на основании определенной концепции, которая включает цель, задачу, принцип, ведущую идею, педагогическую теорию, положительный опыт. Концептуальный мотив - это образ системного воспитания в будущем, с ориентацией на который работают все педагогические коллективы.

Структурные особенности системы воспитания

Замечание 1

Структура системы воспитания располагает четырьмя основными взаимосвязанными компонентами: управлением, содержанием, организацией, общением.

Управлением системы воспитания является искусная работа по определению цели, четкого определения путей ее достижения (стратегий), организацией дел (тактикой), контролем и оценкой итогов работы.

Основными управленческими функциями системы воспитания являются:

  • диагностировать воспитательный процесс и деятельность его участников;
  • обеспечить целостность процесса воспитания (цель, содержание, форма, метод во взаимосвязи);
  • организовать совместную развивающую, творческую деятельностьучаствующих в процессе воспитания;
  • организовать сотрудничество в школе, семье и обществе;
  • гуманизировать отношения между ребенком и взрослым.

Содержательный компонент системы воспитания состоит из двух аспектов: совокупности научного знания, представления, ценностного ориентира и другого компонента, входящего в содержательную основу воспитательного процесса (различные виды работ с целью приобрести опыт, навык, развить личностные качества обучающихся).

Организационная работа системы воспитания заключается в упорядочении всех системных звеньев и рабочего процесса ее участников для того, чтобы придать ей целеустремленность, оптимизировать ее функционирование и развитие.

Благодаря организационной работе сформированы структурные особенности системы воспитания: структурное управление, структурные особенности педагогического действия, структурное отношение в педагогических коллективах.

Процесс упорядочения системы воспитания происходит методом воздействия изнутри или извне. Более того, система воспитания самоорганизуется. В определенной ситуации система порождает новую структуру и структурный элемент (возникают личные интересы и симпатии, формирование активной и работоспособной творческой группы без руководящего указания свыше).

Обязательным компонентом в воспитательной системе является общение, состоящий из трех важных звеньев:

  • информационного;
  • перцептивного (умение адекватно воспринимать события и общаться между собой);
  • интерактивного (способность участников системы положительно влиять друг на друга).

Процесс развития системы воспитания

Система воспитания не статичное образование. Она находится в развитии и способна меняться. Ее изменения обусловлены ее глобальными целями по всестороннему развитию положительных личностных качеств обучаемых. Развитие разной формы воспитательной системы состоит из разного количества стадий, четко различаются три стадии.

Первая стадия - возникновение системы. Главные цели: выработать новое педагогическое мышление и сознание, сформировать коллектив единомышленников. В этой стадии разрабатывается концепция будущего в системе воспитания, осуществляется поиск педагогических методов, способов и средств, происходит зарождение традиций, идет процесс корректировки инновационных идей, разрабатывается определенная педагогическая уникальная технология. Процесс самообразования на данной стадии происходит достаточно быстро, хотя связь еще не является прочной.

На второй стадии отрабатывается система. Коллектив развивается вместе с органами самоуправления. Определено приоритетное направление в работе и основной (системообразующий) деятельностный вид, традиция закреплена. Отсеян малоэффективный деятельностный способ, совершенствуется эффективная педагогическая уникальная технология. Завязывается прочная связь с внешним миром, окружающей средой. Важное успешное условие такой стадии - согласование развивающего темпа в работе ученического и педагогического коллектива.

Третья стадия - система окончательно оформляется. Коллектив является содружеством взрослого и ребенка, они объединены общей целью, видами деятельности, сотворчеством. На этой стадии система воспитания результативно способна решить задачу по формированию свободы, гуманизма, творческих личностных особенностей. На третьей стадии происходит наивысшее развитие воспитательной системы. Но система постоянно изменяется, обусловлено это обновлением контингента обучающихся, накоплением усталости старой, отработанной формы и деятельностных видов, может быть прекращено развитие коллективных отношений. Такие перемены приводят к кризису системы воспитания, происходит дезинтеграция всех звеньев в системе, полностью прекращается ее развитие.

Таким образом, на последующем этапе воспитательная система может перестроиться. Воспитательная система может выйти из состояния кризиса, пройдя процесс обновления. Например, изменить самоуправленческую структуру, освоить новую деятельность, ввести в воспитательную систему новую форму способ действия, новое отношение, расшириться или локализоваться, сменить лидера.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :