Системы воспитания, их развитие и формирование


Системы воспитания, их развитие и формирование

Сущность воспитательной системы

Определение 1

Воспитательной системой называется совокупность элементов, входящих в социальную действительность, которые обеспечивают всесторонний творческий рост человека и формируют его духовно и нравственно.

Современная школа в своей практической деятельности характеризуется двумя системами: дидактической системой, которая охватывает учебный процесс школьника и методической работой преподавателей, а также системой воспитательного процесса, то есть системой, включающей все внеучебные воспитательные мероприятия. Такие системы взаимосвязаны, хотя и имеют параллельное развитие. При подобной взаимосвязи личность школьников формируется и развивается более интенсивно.

Структура школьного воспитания

Ее базовые элементы:

  • цель (комплекс планов, чтобы их реализовать);
  • работа, которая способна обеспечить воплощение в жизнь конкретной цели;
  • функционирующие субъекты, которые организуют и участвуют в конкретной деятельности;
  • отношение, создающееся посредством такой работы и общения, обеспечивают интеграцию субъекта в некое единство;
  • система, которую осваивает субъект;
  • процесс управления, интегрирующий компоненты в единую структуру.

Первая стадия в развитии системы воспитания - становление

Основная цель первой стадии структуры воспитания - создать воспитательный коллектив в школьном учреждении. Ученики и преподаватели объединяются общим воспитательным коллективом, общими целями, совместной деятельностью, гуманными отношениями друг с другом.

Для создания единого воспитательного коллектива нужна благоприятная психологическая атмосфера во взаимоотношениях между педагогами. Такая среда достигается следующими действиями:

  • необходимо создать малый педагогический совет, своеобразный оперативный штаб и центр, по общественному мнению;
  • сформировать инициативные группы по конструированию воспитательных систем, формирующих настоящее и будущее состояние школы и ее системы воспитания;
  • ознакомить преподавателей с теоретической и практической частью формирования воспитательной системы, теорией и методикой моделирования образов будущих выпускников школы;
  • педагоги и родители должны выйти на коллектив (обсудить модельные разработки и программы создания воспитательных систем);
  • ученики должны участвовать в разработке моделей воспитательных систем, образов учебного заведения и выпускников;
  • продиагностировать состояние и результативность учебных и воспитательных процессов, проанализировать условия по развитию личностных особенностей школьников, определить воспитательный потенциал окружающего мира и способы его успешной реализации;
  • создать инициативную группу из школьников и педагогов, которые бы систематизировали и обобщали сведения и предлагали новые идеи.

Первая стадия формирует целевую установку, вырабатывает главный ориентир в воспитательном процессе, формирует концепцию системы воспитания в школе.

Концепцией может выступать определенная система взглядов, основные идеи, главные мысли, умозаключение. Концепция состоит, например, из таких частей:

  1. Система воспитания в исходном состоянии.
  2. Базовые характеристики в образовательном учреждении.

    • Воспитательные ресурсы учебного заведения и его окружения.
    • Воспитание школьников: успехи, результаты, преимущества, ценности, трудности и слабые места.
  3. Воспитательная система и ее проектирование.

    • Система воспитания: теоретический и методологический фундамент.
    • Ценностный ориентир воспитательной системы: цель, задача, функция, ценность, принцип создания структуры воспитания.
  4. Механизмы жизнедеятельности воспитательной системы: функция, системообразующий вид работы, педагогическая технология создания совместных процессов, общение и отношения, процессы управления и самоуправления воспитательной структурой, внутренняя и внешняя системная связь воспитательной системы, кадровая, нормативная, методическая, научная, психологическая, материальная деятельность воспитательной системы.

  5. Стадии формирования воспитательной системы.
  6. Воспитательная система: методы и средства по изучению результативности.
Замечание 1

Таким образом, первая стадия проектирует идеальные образы выпускников учебного заведения. К нему стремятся и преподаватели, и родители, и сами ученики.

Вторая стадия развития воспитательной системы

Вторая стадия воспитательной системы отрабатывает содержание работы и структурные особенности самой системы. Утверждается приоритетное направление по функционированию воспитательной системы. Процесс становится сложным, устанавливается взаимосвязь различных ее видов. Общешкольный коллектив бурно развивается, развивается и межвозрастное общение. Так, возникает временный коллектив, разновозрастное объединение.

Работа учеников по самоуправлению становится более сложной, развиваются разные виды инициатив и самодеятельности, создается предпосылка для коллективных творческих успехов. Таким образом, зарождается коллективная традиция.

Третья стадия

Окончательно оформляется воспитательная система: все элементы и звенья заняли свои места, окрепли структурные связи. Усиливается интеграционный процесс, он проникает в учебную работу. Временные границы уроков стали более тесными, начался поиск другой формы коллективной познавательной работы. Процесс интеграции происходит и во внешкольной жизнедеятельности.

Четвертая стадия, завершающая

Четвертая стадия - здесь обновляется и совершенствуется воспитательная система, усложняется цель, содержательная часть становится более разнообразная, отношение более тонкое, связи разветвленные, управленческий и организационный процесс более сложный. Посредством таких сложностей преподаватели устанавливают воспитательную систему на новую стадию развития.

Эффективность в системе воспитания

Основные показатели эффективности работы воспитательной системы:

  1. Ученики осваивают образовательную программу.
  2. Развитость мыслительных способностей.
  3. Активный процесс познания учащимися.
  4. Учебная деятельность сформирована.

Общеобразовательное учреждение - это центральное звено всего образовательного процесса, фундамент социокультурной воспитательной работы по развитию обучающихся. Активно развивается нравственное, духовное, гражданское, правовое, патриотическое воспитание обучающихся.

Государственные образовательные стандарты должны способствовать созданию патриотического чувства у обучающихся, сформировать их гражданскую позицию, поддерживать общественную и экономическую стабильность, консолидировать общество.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :