Советские системы воспитания


Советские системы воспитания

Замечание 1

Советской педагогической наукой воспитательные цели понимались согласно марксистско-ленинской идее классового характера воспитательной деятельности, при этом особенно подчеркивалась зависимость воспитательной цели от политического курса господствующего класса.

Взгляды В. И. Ленина на основные вопросы воспитания и образования

Ленин утверждал, что вопросы образования и воспитания советского государства нужно решать во взаимосвязи с народным хозяйством и социалистическим строительством, с развитием культуры и науки.

Необходимо подготовить, как писал Ленин, всесторонне развитого и подготовленного человека, который умеет делать все. Лениным перед педагогикой были поставлены конкретные задачи:

  • обучить научным знаниям, тесно связать знания с трудом, жизнедеятельностью, коммунистическим строительством,
  • воспитать коммунистическую мораль, сознательную дисциплину, сознательное отношение к трудовой деятельности,
  • выработать у молодежи материалистические научные взгляды и коммунистические убеждения.

Важная роль в советской воспитательной системе отводилась Лениным политехнической образовательной деятельности. Работа советской школы, ее задачи и содержание должны быть связаны с народным трудом, с потребностями народного хозяйства, сельскохозяйственного производства и промышленности.

Глубокие усвоенные знания, сознательно молодое поколение должно умело применять в практической деятельности.

Важная роль отводится Лениным. и физическому воспитанию, ибо чтобы строить коммунистическое общество человек должен быть физически развитым. Отсюда, цели физической воспитательной деятельности подготовить молодежь к:

  • трудовому (производственному) процессу,
  • вооруженной защите своей социалистической страны.

Роль Крупской в воспитательной и образовательной деятельности

Большим вкладом Крупской в воспитательную и образовательную деятельность стало исследование и разработка широкого круга педагогических проблем. В первую очередь ее волновали цели и задачи воспитательного процесса. В своей работе "Идеалы социалистического воспитания" она утверждала, что перед школой всегда стоит определенная цель, и что советской властью также поставлены определенные цели школьному учреждению. Воспитывая, необходимо воздействовать на молодое поколение с конкретной целью получения определенного типа человека. Рабочий класс стремится, чтобы в каждом ребенке расцвела личность, кругозор его постоянно расширялся, сознание углублялось, переживания обогащались, цели шли в соответствии с линией интересов подрастающего поколения.

В сочинении "К вопросу о коммунистическом воспитании молодежи" Крупская Н.К. подчеркивает, что коммунистом должен быть общественный человек, с очень развитыми коллективными инстинктами, который желает, чтобы все жили хорошо, и все люди были бы счастливыми. Поэтому, необходимо формировать и развивать у ребенка чувство коллективизма. То есть человек должен подходить к любому вопросу с позиции целого, уметь жить и работать в коллективе, основываясь на взаимопомощи и взаимовыручке.

Замечание 2

Безусловно, сформировать новую личность можно только воспитав у нее сознательное отношение к труду, так как совместный труд помогает быть дисциплинированным, формирует сознательность в работе, коллективистское начало и другие не менее ценные нравственные и моральные качества.

Крупской были определены задачи и цели воспитательной деятельности ребенка дошкольных лет. Необходимо ребенка всесторонне развивать, утверждала она. Важная роль отводится физическому воспитанию, так как оно развивает здоровье и благополучие коммунистического человека, а значит и всего социалистического общества. Умственная воспитательная деятельность также имеет ведущее значение. Необходимо постоянно расширять кругозор ребенка, учить его сосредоточению, умению до конца доводить начатые дела.

Воспитательная система Макаренко

Макаренко был талантливым педагогом-новатором, он принял участие в создании и развитии советской воспитательной системы. Педагогу необходимо четко знать воспитательные цели, так как это является условием успешного педагогического процесса, утверждал Макаренко. Человек в социалистическом обществе должен быть идейным и энергичным, способным на личный поступок. Педагогом-новатором была разработана практика и теория коллективной воспитательной деятельности - он хотел воспитать личность в коллективе посредством коллектива.

Замечание 3

Макаренко не представлял воспитательную деятельность человека без трудового процесса. Советское государство - это государство трудящегося человека, кто не работает, то не ест, утверждал он.

Важную роль отводил Макаренко и нравственной воспитательной деятельности. Необходимо воспитывать в ребенке:

  • инициативность и творческую волю;
  • чувство долга и чести;
  • характер и дисциплинированность.

Только коллектив поможет сформировать такие качества, утверждал педагог-новатор.

Роль Сухомлинского в советской воспитательной системе

Сухомлинский был видным советским ученым, педагогом-новатором. Им были написаны многочисленные педагогические труды и сочинения, где важное место занимает формирование нравственного облика советского человека, вопросы патриотической и интернациональной воспитательной деятельности. Он четко определяет цели воспитательной деятельности: подготовить гражданина и защитника своего отечества.

В трудах "Павлышская средняя школа", "Сердце отдано детям" Сухомлинский В.А. излагает комплексную программу всесторонней воспитательной деятельности ребенка. Он анализирует методы, средства, содержание умственной, нравственной, трудовой, физической, эстетической воспитательной деятельности и политехнического образовательного процесса. С раннего возраста необходимо развивать в ребенке:

  • творческие и индивидуальные способности;
  • идейные убеждения;
  • основы мировоззрения.

Таким образом, советской властью постепенно осуществлялись эти программные требования. Советское государство создавало новые воспитательные учреждения, стремилось всесторонне развить подрастающее поколение. Большое значение отводилось школьным учреждениям, которые никогда не руководствовались в своей деятельности узкопрактической целью. Конечно, на практике было очень сложно решить проблему всестороннего личностного развития, хотя в официальных документах она признавалась главной целью государства. Слишком очевидной была пропасть между обязательным и всеобщим средним образованием, и реальным уровнем подготовки большинства обучающихся.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :