Советской педагогической наукой воспитательные цели понимались согласно марксистско-ленинской идее классового характера воспитательной деятельности, при этом особенно подчеркивалась зависимость воспитательной цели от политического курса господствующего класса.
Ленин утверждал, что вопросы образования и воспитания советского государства нужно решать во взаимосвязи с народным хозяйством и социалистическим строительством, с развитием культуры и науки.
Необходимо подготовить, как писал Ленин, всесторонне развитого и подготовленного человека, который умеет делать все. Лениным перед педагогикой были поставлены конкретные задачи:
Важная роль в советской воспитательной системе отводилась Лениным политехнической образовательной деятельности. Работа советской школы, ее задачи и содержание должны быть связаны с народным трудом, с потребностями народного хозяйства, сельскохозяйственного производства и промышленности.
Глубокие усвоенные знания, сознательно молодое поколение должно умело применять в практической деятельности.
Важная роль отводится Лениным. и физическому воспитанию, ибо чтобы строить коммунистическое общество человек должен быть физически развитым. Отсюда, цели физической воспитательной деятельности подготовить молодежь к:
Большим вкладом Крупской в воспитательную и образовательную деятельность стало исследование и разработка широкого круга педагогических проблем. В первую очередь ее волновали цели и задачи воспитательного процесса. В своей работе "Идеалы социалистического воспитания" она утверждала, что перед школой всегда стоит определенная цель, и что советской властью также поставлены определенные цели школьному учреждению. Воспитывая, необходимо воздействовать на молодое поколение с конкретной целью получения определенного типа человека. Рабочий класс стремится, чтобы в каждом ребенке расцвела личность, кругозор его постоянно расширялся, сознание углублялось, переживания обогащались, цели шли в соответствии с линией интересов подрастающего поколения.
В сочинении "К вопросу о коммунистическом воспитании молодежи" Крупская Н.К. подчеркивает, что коммунистом должен быть общественный человек, с очень развитыми коллективными инстинктами, который желает, чтобы все жили хорошо, и все люди были бы счастливыми. Поэтому, необходимо формировать и развивать у ребенка чувство коллективизма. То есть человек должен подходить к любому вопросу с позиции целого, уметь жить и работать в коллективе, основываясь на взаимопомощи и взаимовыручке.
Безусловно, сформировать новую личность можно только воспитав у нее сознательное отношение к труду, так как совместный труд помогает быть дисциплинированным, формирует сознательность в работе, коллективистское начало и другие не менее ценные нравственные и моральные качества.
Крупской были определены задачи и цели воспитательной деятельности ребенка дошкольных лет. Необходимо ребенка всесторонне развивать, утверждала она. Важная роль отводится физическому воспитанию, так как оно развивает здоровье и благополучие коммунистического человека, а значит и всего социалистического общества. Умственная воспитательная деятельность также имеет ведущее значение. Необходимо постоянно расширять кругозор ребенка, учить его сосредоточению, умению до конца доводить начатые дела.
Макаренко был талантливым педагогом-новатором, он принял участие в создании и развитии советской воспитательной системы. Педагогу необходимо четко знать воспитательные цели, так как это является условием успешного педагогического процесса, утверждал Макаренко. Человек в социалистическом обществе должен быть идейным и энергичным, способным на личный поступок. Педагогом-новатором была разработана практика и теория коллективной воспитательной деятельности - он хотел воспитать личность в коллективе посредством коллектива.
Макаренко не представлял воспитательную деятельность человека без трудового процесса. Советское государство - это государство трудящегося человека, кто не работает, то не ест, утверждал он.
Важную роль отводил Макаренко и нравственной воспитательной деятельности. Необходимо воспитывать в ребенке:
Только коллектив поможет сформировать такие качества, утверждал педагог-новатор.
Сухомлинский был видным советским ученым, педагогом-новатором. Им были написаны многочисленные педагогические труды и сочинения, где важное место занимает формирование нравственного облика советского человека, вопросы патриотической и интернациональной воспитательной деятельности. Он четко определяет цели воспитательной деятельности: подготовить гражданина и защитника своего отечества.
В трудах "Павлышская средняя школа", "Сердце отдано детям" Сухомлинский В.А. излагает комплексную программу всесторонней воспитательной деятельности ребенка. Он анализирует методы, средства, содержание умственной, нравственной, трудовой, физической, эстетической воспитательной деятельности и политехнического образовательного процесса. С раннего возраста необходимо развивать в ребенке:
Таким образом, советской властью постепенно осуществлялись эти программные требования. Советское государство создавало новые воспитательные учреждения, стремилось всесторонне развить подрастающее поколение. Большое значение отводилось школьным учреждениям, которые никогда не руководствовались в своей деятельности узкопрактической целью. Конечно, на практике было очень сложно решить проблему всестороннего личностного развития, хотя в официальных документах она признавалась главной целью государства. Слишком очевидной была пропасть между обязательным и всеобщим средним образованием, и реальным уровнем подготовки большинства обучающихся.