Система свободного воспитательного процесса - направление в педагогике, которое рассматривает воспитательный процесс как поддержку природы ребенка, свободно определяющегося в окружающем мире.
Наставник убежден в уникальных творческих способностях ребенка, и уверен в том, что любые внешние (даже самые благотворные) условия, воздействующие на потенциал ребенка, тормозят его развитие. Воспитатель сосредотачивает усилия на приобретение ребенком собственного личного опыта, на основе которого он и развивается.
Наставник должен стимулировать активное отношение к жизни, культурным обычаям и традициям, образовательному и познавательному процессу и потребностям систематического самообразования, самовоспитания.
Школа трактуется как живой организм, непрерывно развивающийся в соответствии с детским организмом; педагог выступает как старший товарищ для своих учеников, который организует образовательную и воспитательную среду для проявления ребенком своих талантов и способностей. Школьное сообщество живет по принципу самоуправления (общинный тип).
Авторитарный тип воспитания, по мнению сторонников свободной воспитательной системы, препятствует преобразованию современной общественной жизни, и мешает реализовать добрую природу человека.
Свободное воспитание как самостоятельный вид педагогического направления оформилось в самом начале двадцатого столетия, но прослеживается его историческая связь с гуманистической педагогической традицией эпохи Ренессанса.
Непосредственный предшественник свободной воспитательной системы - Жан-Жак Руссо, идеи которого были отражены в педагогической теории и практике филантропического направления и неогуманистических положений.
В девятнадцатом и двадцатом столетиях сторонниками педоцентрического направления (сюда можно отнести Монтессори, Дьюи), было переосмыслено само понятие воспитательной системы, его трактовка связывалась с индивидуальностью ученика. Основные воспитательные задачи заключались в стимулировании ребенка к процессу самовоспитания, самообучения и саморазвития посредством организации наставником среды, которая бы соответствовала потребности формирующегося человека.
Процесс жизнедеятельности учеников в "свободной школе" строился на основе совместного труда в учебном классе, мастерской и на поле, самообслуживания и самоуправления. Главная роль отводилась организованной нравственно-интеллектуальной атмосфере общения, выработанная и принятая всеми норма поведения. Например, подобные типы школ - "свободная школьная община" Винекена, "свободная школа" Ферьера и Клапареда (Швейцария).
Родоначальник системы свободного воспитания в России - Лев Николаевич Толстой. Школьное учреждение, по его мнению, должно быть создано для ребенка и помочь ему свободно развиваться, предоставить ученику возможность свободно принимать те учения, которые соотносятся с его требованиями. Педагог не может навязать свои взгляды детям. Но в конце девяностых годов девятнадцатого столетия Толстой отказывается от своего педагогического воззрения и приходит к выводу, что свободный воспитательный процесс развращает детей и является их прихотью. Систему религиозного воспитания Толстой противопоставляет свободной воспитательной деятельности.
Теоретические аспекты свободного воспитательного процесса в России были обоснованы в работе Вентцеля "Декларация прав ребенка", где он провозглашает право человека свободно развиваться, развивать в себе заложенные природой силы, способности и дарования. Такое право трактовалось Вентцелем как право на воспитательный и образовательный процесс сообразно с индивидуальными особенностями личности.
Главный фактор для формирования всесторонне развитой гармоничной личности является ее общение с природной средой. Благодаря таким контактам в ребенке развиваются чувства, способности и таланты. Для неразрывной связи с живым природным миром, необходимо жить возле лесного массива или озера. Любое ограничение должно искореняться. Нельзя слепо повиноваться воспитателям, так как их авторитет способен разрушить личностные качества ребенка. В этом случае нет необходимости в наказаниях. Не существует границы, которой нужно следовать. Следовательно, нет соблазнов для их нарушения.
На смену наказанию приходят возможности самостоятельно извлечь урок в случае возникновения негативного последствия. Таким образом, ребенок несет ответственность за совершенное действие. Под естественным воспитанием понимаются способности и таланты отдельного ребенка. Слабый и беспомощный малыш нуждается в закрепленном за ним наставнике. Такой наставник будет опорой, поддержкой и защитой.
Согласно этой концепции воспитание ребенка осуществлялось в следующем порядке:
Основной задачей родителей и воспитателей является руководство и направление интересов и способностей ребенка, а не полное бездействие. Но ребенок не должен замечать абсолютно никакого влияния. Реализация воспитания должна проходить так, чтобы подтолкнуть ребенка к определенному решению, - так происходит процесс естественного развития ребенка.
Воспитательный процесс при помощи свободы активно пропагандировался и Александром Ниллом. Главное заключается в характере и личности ребенка, а не в учении и знании, которые он приобретает. Влияние природной среды является очень важным моментом для гармоничного развития личности ребенка.
Им была создана собственная школа в Англии, она носит название Самерхилл и продолжает работу до настоящего времени.