Детская воспитательная система состоит из сочетания правил и норм, положенных в основу всей воспитательной деятельности, которые являются определяющими для методов, целей и задач, содержания и организации воспитательного функционирования.
Каждая воспитательная система делает акцент на определенном аспекте воспитательной деятельности, к числу которых относятся:
Современные родители оказываются перед непростым выбором. Воспитательный процесс ребенка является основной родительской задачей. В ранние детские годы закладываются основные черты характера, вырабатывается конкретная модель поведения, совершенствующаяся в дальнейшем под воздействием разных жизненных и социальных условий.
Ошибки воспитательного процесса отрицательным образом могут сказаться не только на детском поведении, но и на взрослой жизнедеятельности личности, ее трудоспособности, семейном укладе, общественной позиции. Поэтому, воспитательный процесс ребенка должен быть осознанным, должен готовить ребенка к жизни в современных реалиях.
Сегодня педагогическая наука располагает множеством воспитательных систем ребенка, каждая из таких систем основана на конкретном подходе к формированию тех или иных личностных качеств, которые являются приоритетными для каждой отдельной воспитательной системы.
На выбор воспитательной системы влияет индивидуальность ребенка, требующая конкретного индивидуального подхода к его воспитанию. Каждая детская система воспитания является всего лишь рекомендательной. Необходимо выбирать лучшее из каждого воспитательного метода, это и будет оптимальным семейным решением.
Немецкая воспитательная система - это четкий организованный процесс каждого аспекта жизнедеятельности ребенка: это и режим дня, питание, развитие и обучение, увлечения и общение со взрослыми и другими детьми. Личное пространство ребенка занимает особое внимание в данной системе воспитания. Ребенку необходимо иметь свою территорию, где он делает, что хочет, при этом на остальной территории ему нужно соблюдать порядок. Немецкая женщина, став матерью, продолжает заниматься карьерой и принимать активное участие в общественной жизни. Современная Германия придерживается воспитательной системы ребенка, исходя из традиций и культуры страны, при этом авторитаризму и подавлению личности нет места.
Французская система воспитания ребенка отдает предпочтение лояльности к дтям в кругу семьи. Родители отдают предпочтение карьере, поэтому французские детские учреждения принимают детей в возрасте шести месяцев. Важную роль играет семья и сплоченность в ней.
Японская воспитательная система основана на вседозволенности в поведении детей до достижения ими пятилетнего возраста, а с пяти до пятнадцати лет в их воспитании присутствует ограниченность и строгость. Когда ребенок достигает пятнадцати лет к нему относятся как к равному.
Воспитательная система Монтессори. Общепризнанная и практикуемая во всем мире воспитательная система ребенка Марии Монтессори. Главный принцип этой системы заключается в помощи и содействии ребенку самостоятельно познавать и осваивать мир. Ребенок самостоятельно познает природу вещей, осваивая тем самым навыки так нужные для взрослой жизнедеятельности.
Психологами выделены пять типов воспитательного процесса ребенка. Типом воспитательного процесса является модель, которой строго стараются придерживаться родители в процессе осуществления воспитательной деятельности.
При выборе правильной тактики и методов воспитания ребенка, родители должны соблюдать основные принципы и порядок осуществления воспитательной деятельности, независимо от выбранной ими воспитательной системы.
Каждой системе воспитания необходимо основываться на принципе обязательности, комплексности, равнозначности. Последовательность воспитания ребенка в каждой отдельной семье отрегулирована правилами, нормами, режимом, при этом необходимо создание комфортных условий для формирования гармоничной личности ребенка.