Смысл эстетического воспитательного процесса раскрывается при помощи термина "эстетика". В переводе с греческого слово «эстетика» — значит "ощущение" и "чувство".
Эстетикой называется наука, которая изучает закономерности в художественном освоении миропорядка, а также изучает сущность и творческие формы согласно законам красоты.
Наука о прекрасном появилась почти три тысячи лет назад в эпоху рабовладельческой формации в таких древних государствах: Египет, Вавилон, Китай, Индия. Общеэстетическое знание получает свое дальнейшее развитие в древнегреческий и древнеримский исторический период. Задача эстетики как науки определяется ее специфическим предметом: эстетическим освоением миропорядка человеком. В своей структуре содержит три взаимосвязанные стороны:
Художественная воспитательная деятельность ставит своей целью сформировать у учеников нравственно-эстетический гуманистический идеал всесторонне развитой личности, умение почувствовать и понять прекрасное, как в произведениях искусства, так и в реальной действительности.
Благодаря достижению такой установки у школьников развивается художественный вкус, формируется образное мышление.
Процесс эстетического воспитания содействует пониманию детьми основы научного эстетического направления. В школьном образовательном учреждении закладываются основные представления о прекрасном в процессе классно-урочных занятий, которые развивают духовную и этическую сферу сознания школьников.
Важнейшая задача художественного воспитательного метода - сформировать у детей эстетические идеалы, вкусы, суждения согласно общечеловеческим принципам и установкам. Таким образом, школьник сможет понять произведение искусства, оценить его, почувствовать границу между настоящим и поддельным произведением искусства.
Комплексный подход в воспитательной деятельности значит взаимопроникновение разного вида искусств, которое осуществляется в процессе тесной межпредметной связи. Художественно-эстетическая деятельность должна обладать принципом органичных связей с жизненными реалиями: искусство не должно отрываться от жизни, быть только теоретическим, но и формировать личностные качества, быть практичным, позволять школьникам применять сведения и навыки в реальной действительности.
Эстетическая воспитанность подразумевает:
Художественным вкусом считаются способности чувствовать и оценивать совершенство или несовершенство, единство или противоположность содержательных моментов и композиционной структуры в искусстве и в реальной действительности.
Эстетическая воспитанность имеет важный признак: умение видеть и понимать красоту в реальной действительности и в искусстве, наслаждаться прекрасным.
Определенные критерии измеряют эстетическую воспитанность. Эстетическое развитие имеет несколько критериев: психологический, педагогический, социальный.
Психологический критерий может определить любование детьми художественных произведений, эмоции и чувства, испытываемые ими.
Педагогический критерий выявляет сформированность эстетических идеалов и уровень в развитии вкуса прекрасного. Проявление художественного вкуса можно наблюдать в произведении искусства, которому отданы предпочтения школьников. С помощью педагогического критерия можно обнаружить ступени в развитии определенной творческой способности.
Социальный критерий определяет круг интересов учеников и их потребность общаться с произведениями искусства и явлением прекрасного в жизненных ситуациях.
Эстетическая воспитательная деятельность состоит из цели, содержания, принципа, организационной формы, метода, способствующих формированию личностных качеств школьников.
Эстетическое развитие школьников занимает ведущее место в учебной программе, по которой ведется учебный и воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. Литература, музыка, рисование относятся к художественному циклу дисциплин, представляя собой учебную программу общеобразовательного учреждения. Каждый учебный предмет решает задачу художественного воспитательного процесса и вносит свою лепту в развитие эстетических форм сознания.
Эстетическая культура школьников может формироваться и в свободное от учебы время. Процесс эстетического воспитания во внеурочной работе школьников расширяет и закрепляет информацию, полученную на уроках. Внеурочная работа способствует более детальному изучению интересов школьников, их потребностей, возможностей, индивидуальных и личностных способностей каждого. Личностные интересы и способности школьников составили основной элемент в эстетическом воспитании и образовании. Таким образом, формируется эстетическая культура каждого ученика.
Художественно-творческая деятельность проявляется в различных формах внеурочной деятельности: литературный кружок и студия, музыка, танцевальные занятия, художественная самодеятельность, встречи с выдающимися творческими людьми, художественные и творческие конкурсы.