Образовательное и воспитательное направление в сфере экологии, окружающего мира является приоритетным в работе с подрастающим поколением. Создавать экологическую культуру у ребенка необходимо с раннего возраста, потому что результативность такого воспитательного труда будет намного выше. Организовать научный процесс по экологическому воспитанию нужно с четким определением его основных элементов, выявлением связей и зависимостей.
Деятельность по образованию и воспитанию в сфере экологии представляет собой специальную, целенаправленную, организованную, систематичную, последовательную, планомерную, педагогическую работу по созданию и формированию методов экологического знания, умения, навыка, взгляда, убеждения, специфического нравственного и морального качества, которые смогут обеспечить ответственное отношение человека к природному миру, понимание его универсальных ценностей. Следовательно, основная цель в экологическом воспитании и образовании: прививание экологической культуры школьнику, будущей гармонично развитой личности.
Образование и воспитание в области экологии преследует следующие цели:
Экологическая культура подразумевает определенные личностные качества, состоящие из следующих компонентов: интереса к природной флоре и фауне; научных знаний о природном мире и его взаимосвязях, воздействии людей на естественную среду обитания; эстетического и нравственного чувства; позитивного отношения к естественной среде обитания; гуманистического, познавательного, эстетического, санитарно-гигиенического, утилитарного мотивов деятельности в природной среде.
Принципиальные особенности экологического воспитания:
Экологическое воспитание в своей структуре состоит из элементов: процесс экологического воспитания в семейных условиях, в дошкольном учреждении, в школьном заведении (учебная и внеурочная работа), в детском внешкольном учреждении, летнем лагере, в процессе самообразования и самовоспитания.
Способы, цели и пути работы по экологическому воспитанию бывают традиционными, активными и инновационными.
Необходимо выделить занятия в традиционной форме (вводный урок, тематический урок, урок-лекция, урок-беседа); специальные формы занятий (самостоятельные виды работ школьников, учебные дискуссии, ролевая игр); внеклассные и внешкольные виды работ (исследовательские методы, эксперименты, экологические задачи); организацию факультативов, лекций, рассказы, показ кинофильмов; экскурсионные мероприятия.
Действенное средство в экологическом воспитании разнообразить работу школьников (учебные формы, познавательные, художественные, творческие, игровые). Важное значение имеет работа учащихся по охране природного мира.
Удивляет многообразие видов и форм экологического воспитания: защита природного сообщества (кормление, лечение животного, попавшего в трудные условия; уборка мусора; таблички и ограждения в местах произрастания редких и исчезающих растительных видов), мероприятия с целью улучшить природную среду (высаживать растения, озеленять склоны, убирать сушняк на лесной территории), пропагандировать и разъяснять природоохранные идеи (беседовать со сверстниками, друзьями, изготавливать плакаты, выпускать стенгазеты, подготавливать радиопередачи), сохранять и использовать эстетические ценности природного мира (собирать природный материал, изготавливать поделки).
Экологическая культура является наследуемым опытом в жизни человека. Она проявляется в его отношениях с природным миром, в высоком уровне социально-экономического развития, в безопасной экологической ситуации в стране и в жизни отдельной личности.
Важные черты в экологическом образовательном процессе: искренность, честность, ориентированность на творческие методы, умение объективно представлять картину мироустройства. Основные направления в экологическом воспитании и образовании представлены усвоением природоохранных идей, получением экологических знаний и сведений, проникновением экологических взглядов в программу по подготовке специалистов разных профилей, что развивает уникальные и жизненно важные экологические ценности.