Система экологического воспитания


Система экологического воспитания

Суть образовательного процесса в области экологии

Образовательное и воспитательное направление в сфере экологии, окружающего мира является приоритетным в работе с подрастающим поколением. Создавать экологическую культуру у ребенка необходимо с раннего возраста, потому что результативность такого воспитательного труда будет намного выше. Организовать научный процесс по экологическому воспитанию нужно с четким определением его основных элементов, выявлением связей и зависимостей.

Деятельность по образованию и воспитанию в сфере экологии представляет собой специальную, целенаправленную, организованную, систематичную, последовательную, планомерную, педагогическую работу по созданию и формированию методов экологического знания, умения, навыка, взгляда, убеждения, специфического нравственного и морального качества, которые смогут обеспечить ответственное отношение человека к природному миру, понимание его универсальных ценностей. Следовательно, основная цель в экологическом воспитании и образовании: прививание экологической культуры школьнику, будущей гармонично развитой личности.

Цели экологического воспитания и его особенности

Образование и воспитание в области экологии преследует следующие цели:

  • усвоить ведущие идеи, основные понятия и научные факты, которые определяют решающее человеческое влияние на природный мир и природного мира на личность;
  • понимать многостороннюю ценность природного мира, воспринимать его как материальный и духовный источник в развитии общественного устройства;
  • овладеть прикладным знанием, практическим умением и навыком по рациональному природопользованию, развить способность по оценке состояния природного мира, принять правильное решение с целью ее улучшения;
  • выработать умения прогнозировать последствие своего вмешательства в природный мир;
  • сформировать понятие о взаимосвязи в природном мире;
  • развить духовную потребность общения с природным миром, осознать ее облагораживающее воздействие, стремиться познавать окружающую природу во взаимосвязи с нравственными и моральными качествами;
  • сформировать стремление активного участия с целью улучшить и сохранить природную среду, пропагандировать природоохранительные знания, нетерпимо относиться к действиям человека, которые вредят природной флоре и фауне.

Экологическая культура подразумевает определенные личностные качества, состоящие из следующих компонентов: интереса к природной флоре и фауне; научных знаний о природном мире и его взаимосвязях, воздействии людей на естественную среду обитания; эстетического и нравственного чувства; позитивного отношения к естественной среде обитания; гуманистического, познавательного, эстетического, санитарно-гигиенического, утилитарного мотивов деятельности в природной среде.

Принципиальные особенности экологического воспитания:

  1. Формирование ответственности по отношению к природному миру, как составная часть всей воспитательной структуры, актуальное ее направление.
  2. Формирование экологической культуры на основе взаимосвязанных глобальных, региональных и краеведческих подходов в раскрытии современной экологической проблемы.
  3. Забота о природном мире основана на единстве интеллектуальных, эмоциональных восприятий окружающего мира и практических работ по ее совершенствованию.
  4. Формирование экологической культуры у молодежи, основываясь на систематичном, непрерывном и междисциплинарном принципе по содержанию и организационной работе в сфере экологического образования.

Структурные компоненты экологического воспитания

Экологическое воспитание в своей структуре состоит из элементов: процесс экологического воспитания в семейных условиях, в дошкольном учреждении, в школьном заведении (учебная и внеурочная работа), в детском внешкольном учреждении, летнем лагере, в процессе самообразования и самовоспитания.

Замечание 1

Способы, цели и пути работы по экологическому воспитанию бывают традиционными, активными и инновационными.

Необходимо выделить занятия в традиционной форме (вводный урок, тематический урок, урок-лекция, урок-беседа); специальные формы занятий (самостоятельные виды работ школьников, учебные дискуссии, ролевая игр); внеклассные и внешкольные виды работ (исследовательские методы, эксперименты, экологические задачи); организацию факультативов, лекций, рассказы, показ кинофильмов; экскурсионные мероприятия.

Действенное средство в экологическом воспитании разнообразить работу школьников (учебные формы, познавательные, художественные, творческие, игровые). Важное значение имеет работа учащихся по охране природного мира.

Удивляет многообразие видов и форм экологического воспитания: защита природного сообщества (кормление, лечение животного, попавшего в трудные условия; уборка мусора; таблички и ограждения в местах произрастания редких и исчезающих растительных видов), мероприятия с целью улучшить природную среду (высаживать растения, озеленять склоны, убирать сушняк на лесной территории), пропагандировать и разъяснять природоохранные идеи (беседовать со сверстниками, друзьями, изготавливать плакаты, выпускать стенгазеты, подготавливать радиопередачи), сохранять и использовать эстетические ценности природного мира (собирать природный материал, изготавливать поделки).

Замечание 2

Экологическая культура является наследуемым опытом в жизни человека. Она проявляется в его отношениях с природным миром, в высоком уровне социально-экономического развития, в безопасной экологической ситуации в стране и в жизни отдельной личности.

Важные черты в экологическом образовательном процессе: искренность, честность, ориентированность на творческие методы, умение объективно представлять картину мироустройства. Основные направления в экологическом воспитании и образовании представлены усвоением природоохранных идей, получением экологических знаний и сведений, проникновением экологических взглядов в программу по подготовке специалистов разных профилей, что развивает уникальные и жизненно важные экологические ценности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :