Воинская патриотическая работа является установленным и сложившимся порядком, содержит воспитательную деятельность на всех этапах своего развития, работает как с первичными группамии коллективами, так и с высшими управленческими органами. Патриотическая система воспитания практически обеспечивает в комплексе все факторы, которые влияют на патриотическое воспитание, создает необходимые условия и механизмы, повышает эффективность выполнения общественных задач, защищает государственные интересы, укрепляет оборону России, воинские формирования и органы.
Государство представляет собой основной институт, решающий все организационные вопросы данной системы воспитания, а также контролирует ее эффективность и конечный результат.
Посредством государственных структур обеспечивается воспитательный процесс молодежи, начиная с дошкольных лет, школьного периода, затрагивает семейное воспитание, профессиональное образование, и заканчивает трудовой деятельностью. Государственная молодежная политика считает своим важнейшим направлением воспитание патриотизма в молодежных кругах, на переходных этапах и в долговременной перспективе.
Военно-патриотическая воспитательная деятельность призвана сформировать и развить социальные ценности, гражданственность и патриотизм в воспитательной и обучающей деятельности в детском дошкольном учреждении, общеобразовательном заведении, учреждениях по получению высшего и среднего профессионального образования.
Также к такого рода деятельности относят проведение массовой военно-патриотической работы, организуемой и осуществляемой государственным и общественным органом власти, органом местного самоуправления, вооруженными силами, военкоматом, учреждениями, объединяющими офицеров в запасе, правоохранительные органы; другие войсковые структуры, воинские формирования и органы, спортивные комитеты, структуры министерства здравоохранения, некоторые общественные движения и молодежные организации.
Такое патриотическое воспитание нашло отражение в военно-исторических обществах, спортивных клубах и объединениях, специальных школах, курсах, различных кружках, спортивных секциях; учебных пунктах по подготовке будущих воинов и офицеров, поисковой деятельности, спортивных играх и походах.
Еще одно направление военно-патриотической деятельности - работа, которая рассматривает, освещает, ищет пути разрешения трудностей в патриотическом воспитании, формирует и развивает гражданскую личность. Сюда можно отнести все виды массовой информационной деятельности, творческие союзы, культурные объединения, молодежные и научные ассоциации.
Для того, чтобы организовать и провести военно-патриотическую работу, нужно задействовать целый комплекс методов и средств, дифференцировать которые необходимо на три основных блока:
Патриотическое воспитание использует систему методов, включающих три главных звена:
Материально-технические средства подразумевают под собой: учебную аудиторию, класс, военный кабинет, музей, место сражения, памятник, захоронение, специализированную школу, патриотический и военно-патриотический клуб, технику, макет, учебное поле, тир, спортивный городок, тренажер. Сюда же можно отнести литературные сочинения и работы по искусству.
Общеобразовательные методы состоят из теоретических и научно-практических рекомендаций в военно-патриотическом воспитании. Сюда включены взгляды, убеждения. потребности, интересы, воспитание уважения и любви к отечеству, готовность отстаивать и защищать его независимость и свободу, вопросы военной альтернативной службы.
Организационные методы в патриотическом воспитании представлены комплексом разного рода мероприятий, которые используют материально-технические и образовательные средства, проводимых в соответствующей форме, более полно реализующих общую и специфическую задачу по созданию патриотической гражданской личности. Основные методы и способы в патриотическом воспитании переплетаются друг с другом, что помогает достичь главную установку в патриотичном воспитании.
Следовательно, структура в патриотичном воспитании довольно многопланова, целенаправлена и скоординирована. Государственные органы, общественные объединения и организации формируют у подрастающего поколения высокое патриотическое сознание, возвышенное чувство долга и уважения к своей стране, важнейшие конституционные обязанности по отстаиванию ее суверенитета.