Современная общественная жизнь кипит вокруг разрешения экономических проблем, нестабильностью политического устройства, все это разрушает морально-нравственный уклад и социальную связь. Люди становятся нетерпимыми и ожесточенными, происходит разрушение внутреннего мира человека.
Разрешая воспитательные трудности, необходимо опираться на разумные и нравственные человеческие качества, определять ценностную основу личной жизни, обретать ответственность в деле сохранения моральной основы социума. Система нравственного воспитания должна помочь справиться с возникшими трудностями и препятствиями.
Любое моральное требование, норма, правило, обосновываются в единое представление: достойно ли прожита жизнь человеком, правила и нормы поведения в социуме и многие другие вопросы. Моральные устои на протяжении всего исторического развития общества довольно конкретны, они же способны изменяться. Развивается общество, меняются моральные устои. Не существует универсальных моральных устоев. Меняются общественные и экономические формации, вместе с ними меняются и нравственные устои, нормы в обществе.
Нравственная норма представляет собой правило, требование, которое определяет поступки человека в конкретных жизненных обстоятельствах.
Нравственные нормы побуждают детей к определенному поступку и действию, а могут запретить или предостеречь. Нравственным воспитанием является эффективный взаимосвязанный педагогический процесс, который соответствует общечеловеческим нравственным и моральным устоям, способен организовать жизнь подрастающего поколения: их деятельность, отношения, общение со сверстниками и наставниками, индивидуальные особенности. В результате формируется морально цельная личность, с сознательным единством, нравственными чувствами, совестью, волей, навыками, привычками, общественным ценным поведением.
Важнейшие установки нравственного воспитания заключаются в следующих целях:
Нравственным сознанием является динамичная деятельность по отражению нравственного отношения, состояния.
Субъективная движущая сила такой деятельности называется нравственным мышлением, процессом по постоянному накоплению и осмыслению морального и нравственного отношения, ситуации, способность их анализировать, оценивать, принимать нравственные решения, осуществлять ответственные выборы.
Нравственное переживание - это чувственное состояние, отраженное в подсознании, его осмысление, оценка, нравственное мышление.
Нравственное воспитание осуществляют посредством гуманности. Под гуманностью понимаются интегральные характеристики личностных особенностей человека, которые включают его комплексные свойства, отношения людей друг с другом. Это также совокупные целостные нравственные и психологические личностные свойства, способные сопереживать личности и относиться к ней как к наивысшей ценности.
Гуманность является личностным качеством, она способна сформироваться во взаимоотношениях человека с человеком; это, безусловно, внимательность, доброжелательность, сочувствие, сопереживание, терпимость к чужому мнению, верованию, готовность помогать другим людям бескорыстно. Нравственное воспитание в своей содержательной части имеет не только гуманность, но и сознательную дисциплину и поведенческую культуру, их воспитание и развитие.
Дисциплинированностью называется личностное свойство, характеризующееся поведением в разных жизненных областях, способна проявиться в следующих качествах: выдержанность, внутренняя организованность, готовность подчиниться личной и общественной цели, принципу, правилу, норме.
Дисциплинированное поведение может иметь различный уровень формирования и отражаться в термине поведенческая культура. Дисциплинированное поведение как черта характера может иметь различные ступени в своем развитии, это отразилось в термине поведенческая культура.
Дисциплинированность содержит:
Нравственность включает в себя:
Следовательно, деятельность по нравственному воспитанию является непрерывной и глубокой, возвышает весь жизненный образ человека, повышает его общее нравственное состояние.