Система нравственного воспитания


Система нравственного воспитания

Современная общественная жизнь кипит вокруг разрешения экономических проблем, нестабильностью политического устройства, все это разрушает морально-нравственный уклад и социальную связь. Люди становятся нетерпимыми и ожесточенными, происходит разрушение внутреннего мира человека.

Разрешая воспитательные трудности, необходимо опираться на разумные и нравственные человеческие качества, определять ценностную основу личной жизни, обретать ответственность в деле сохранения моральной основы социума. Система нравственного воспитания должна помочь справиться с возникшими трудностями и препятствиями.

Нравственное воспитание: смысловая нагрузка

Любое моральное требование, норма, правило, обосновываются в единое представление: достойно ли прожита жизнь человеком, правила и нормы поведения в социуме и многие другие вопросы. Моральные устои на протяжении всего исторического развития общества довольно конкретны, они же способны изменяться. Развивается общество, меняются моральные устои. Не существует универсальных моральных устоев. Меняются общественные и экономические формации, вместе с ними меняются и нравственные устои, нормы в обществе.

Определение 1

Нравственная норма представляет собой правило, требование, которое определяет поступки человека в конкретных жизненных обстоятельствах.

Нравственные нормы побуждают детей к определенному поступку и действию, а могут запретить или предостеречь. Нравственным воспитанием является эффективный взаимосвязанный педагогический процесс, который соответствует общечеловеческим нравственным и моральным устоям, способен организовать жизнь подрастающего поколения: их деятельность, отношения, общение со сверстниками и наставниками, индивидуальные особенности. В результате формируется морально цельная личность, с сознательным единством, нравственными чувствами, совестью, волей, навыками, привычками, общественным ценным поведением.

Нравственное воспитание: важнейшие установки

Важнейшие установки нравственного воспитания заключаются в следующих целях:

  1. Сформировать нравственное сознание.
  2. Воспитать и развить нравственные чувства.
  3. Выработать умения и привычки поведенческой морали.

Нравственным сознанием является динамичная деятельность по отражению нравственного отношения, состояния.

Субъективная движущая сила такой деятельности называется нравственным мышлением, процессом по постоянному накоплению и осмыслению морального и нравственного отношения, ситуации, способность их анализировать, оценивать, принимать нравственные решения, осуществлять ответственные выборы.

Определение 2

Нравственное переживание - это чувственное состояние, отраженное в подсознании, его осмысление, оценка, нравственное мышление.

Нравственное воспитание: устройство и функционирование

Нравственное воспитание осуществляют посредством гуманности. Под гуманностью понимаются интегральные характеристики личностных особенностей человека, которые включают его комплексные свойства, отношения людей друг с другом. Это также совокупные целостные нравственные и психологические личностные свойства, способные сопереживать личности и относиться к ней как к наивысшей ценности.

Гуманность является личностным качеством, она способна сформироваться во взаимоотношениях человека с человеком; это, безусловно, внимательность, доброжелательность, сочувствие, сопереживание, терпимость к чужому мнению, верованию, готовность помогать другим людям бескорыстно. Нравственное воспитание в своей содержательной части имеет не только гуманность, но и сознательную дисциплину и поведенческую культуру, их воспитание и развитие.

Дисциплинированностью называется личностное свойство, характеризующееся поведением в разных жизненных областях, способна проявиться в следующих качествах: выдержанность, внутренняя организованность, готовность подчиниться личной и общественной цели, принципу, правилу, норме.

Замечание 1

Дисциплинированное поведение может иметь различный уровень формирования и отражаться в термине поведенческая культура. Дисциплинированное поведение как черта характера может иметь различные ступени в своем развитии, это отразилось в термине поведенческая культура.

Дисциплинированность содержит:

  • речевая культура (уметь дискутировать, понимание юмора, использование выразительных языковых средств в разной ситуации взаимодействия, владение правилами устной и письменной языковой культуры);
  • коммуникативная культура (формируются навыки доверительного отношения к человеку, вежливость, внимательность, уметь разграничивать личные и деловые связи);
  • культура внешнего облика (сформировать потребность в соблюдении личной гигиены, учитывать стилевые особенности, владеть жестикуляцией);
  • бытовая культура (воспитать эстетическое поведение на бытовом уровне, рационально организовать свое жилище, аккуратно вести домашнее хозяйство).

Нравственность включает в себя:

  1. Проявление любви и патриотизма к родной стране, ее историческому развитию, традициям, языковым особенностям, защищать ее.
  2. Быть трудолюбивым, испытывать постоянную потребность в труде, понимать пользу трудового процесса для себя и социума, обладать трудовыми умениями и навыками, постоянно их совершенствовать.
  3. Быть коллективной личностью, уметь согласовать свое желание с желанием другого человека, уметь скоординировать свое услие с усилием другого человека, уметь подчиниться, быть авторитетным руководителем.
  4. Уважительно относиться к собственной личности и другим людям, высоко осознавать общественный долг, быть честным и правдивым, нравственно чистым, скромным.
  5. Быть гуманным и человеколюбивым.

Следовательно, деятельность по нравственному воспитанию является непрерывной и глубокой, возвышает весь жизненный образ человека, повышает его общее нравственное состояние.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :