Система народного воспитания


Система народного воспитания

Определение 1

Народной педагогикой называется уже сложившийся традиционный воспитательный процесс со своей системой знаний и принципов, закрепившихся в фольклорных образах, прикладном искусстве.

Выдающимися российскими педагогами-новаторами (Коменским, Ушинским, Макаренко, Сухомлинским) много внимания было уделено исследованию мировоззрения народной педагогики и ее практического опыта. Они утверждали, что народная педагогическая деятельность обогатила науку о воспитании и послужила ей фундаментом, поэтому так важно возвратиться к истокам этнической культуры и уникальной самобытности отдельных народов.

Основные жанры и источники народной педагогики

Опыт народного воспитательного метода ярко отразился в различных видах прикладного искусства, в народном промысле. Народная педагогика является составной частью коллективного творчества народа. Идеалы народной педагогики проявились в педагогической культуре народных масс, отобразившей представления о семейных ценностях, месте человека в картине мира, взаимоотношениях младшего и старшего поколения.

Популярные жанры народного воспитания:

  • поговорка;
  • пословица;
  • сказка;
  • загадка;
  • легенда;
  • колыбельная песня;
  • пестушка;
  • прибаутка;
  • былина.
Замечание 1

Народная воспитательная деятельность является совокупностью навыков, средств, способов, которые применяются народом для личностного формирования и развития.

Известным фольклористом, этнографом, исследователем народных традиций Волковым Г.Н. народная педагогика определяется как комплекс педагогических знаний и воспитательного опыта, которые были сохранены в:

  • устных видах народного творчества;
  • обычаях;
  • обрядах;
  • детских играх;
  • игрушках

Место религии в системе народного воспитания

В системе народной воспитательной деятельности особое место отдавалось религии, религиозным воспитательным методам. Православные идеи широко использовались народной педагогикой в воспитательных целях. Воспитательные методы православия были основаны на десяти главных заповедях. Эти заповеди велят почитать и уважать своих родителей, с уважением относиться к семейным отношениям и чужому имуществу, не завидовать, не клеветать, не желать зла другому человеку. Православная вера с ранних лет приучала ребенка к молитве, исповеди, учила быть терпеливым, мудрым, выносливым, послушным. На основе таких факторов формировалась нравственная культура как детей, так и взрослых.

Семейные ценности в системе народного воспитания

Семейная жизнь русского народа особое значение отводила личному примеру в воспитательном процессе. Народная педагогическая система выработала целый кодекс норм поведения родителей с детьми. Такие факторы народной педагогической системы, как народное творчество, любовь и уважение к труду, способы общения, почитание традиций способствовали нравственному воспитанию и прививали моральные ценности. Подрастающее поколение принимало активное участие в коллективных видах эстетической деятельности (посиделки, хороводы), перенимая и закрепляя нравственные правила, выработанные многовековой этнокультурой русской народности.

Методы системы народного воспитания

Народ в течение многих столетий выработал дидактические способы и нормы воспитания подрастающего поколения. Житейская практика широко использовала такие методы воспитания, как:

  • осуждение;
  • наказание;
  • укор;
  • намек;
  • убеждение;
  • одобрение;
  • поощрение;
  • приучение;
  • разъяснение.

Убеждение и разъяснение формировали у ребенка положительное отношение к труду, достойное поведение в кругу семьи, в обществе. Народная педагогическая система большое значение придавала показу разных способов выполнения сельскохозяйственных, ремесленных, бытовых работ (владение орудием труда или инструментом, правильная обработка земли - уборка урожая, полив, особенности приготовления национальных блюд, вышивание, резьба по дереву). после показа и разъяснения, демонстрировали упражнения, сопровождавшиеся советами. Молодежь прислушивалась к советам взрослых, вырабатывая необходимые трудовые способы и навыки.

Метод приучения также довольно распространенный метод народной воспитательной деятельности. Вещи необходимо мыть водой, ребенка воспитывать с помощью приучения. Метод приучения начинают задействовать с ранних детских лет. Приучением воспитывают в ребенке чистоплотность, вежливость, ответственность, дисциплинированность. Давая ребенку поручение, взрослые могут наглядно проверить образцы поведения и примеры действий.

Метод убеждения состоит из разъяснения (объяснения) и доказательства, то есть демонстрирование конкретного образца, для того чтобы ребенок не сомневался и не колебался в разумности определенного понятия, действия, поступка, постепенно накапливал нравственные привычки и потребность руководствоваться ими.

Семейное воспитание на практике использовало метод одобрения и поощрения. Ребенок всегда испытывает необходимость в оценке своего труда, игры, поведения. Одобрение взрослых и устная похвала - это методы поощрения, часто используемые в семье. При помощи слов: хорошо, очень хорошо, молодец родителями одобряется поведение, трудовые и учебные успехи детей. При этом, произнося слова похвалы и одобрения, необходимо улыбаться. Таким образом, ребенок без труда поймет, как оценена его деятельность.

Метод личного примера (особенно старшего поколения, родителей) является самым радикальным, самым действенным методом народной воспитательной системы. Яркий пример для ребенка, формирующий и развивающий их личность - это взаимоотношение родителей в семье, их трудовая и общественная деятельность, отношение к окружающему миру, природе, вещам. Безусловно, в воспитательном процессе необходимо использовать только положительные примеры.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :