Система воспитания на Руси


Система воспитания на Руси

Воспитывали детей на Руси с особым вниманием. В детстве закладываются истоки качеств и способностей взрослой личности, и только правильная воспитательная система может определить каким станет человек. Большую роль в воспитательной деятельности играли религиозные традиции и обряды. Ребенок рос в строгости и почитал старших.

Ребенок и семья: специфика отношений.

Семья на Руси была большой, иногда жили даже целыми родами. Семья отличалась строгой иерархией отношений. Во главе семьи стоял отец, он пользовался большим авторитетом. Отец - это главный воспитатель в семье. К воспитательным методам относились и телесные наказания (порка), считалось, что это на благо ребенка. Ребенок беспрекословно слушается отца, подчиняется его приказам и воле. С мнением ребенка никто не считался, у него не было право голоса. Мать давала ребенку образование. Она обучала его письму, грамоте, ведению домашнего хозяйства, обрядам, традициям, уважению, добру. Следовательно, образованная невеста всегда высоко оценивалась.

Замечание 1

Ребенок не воспринимался на Руси как самостоятельная личность, считалось, что он всего лишь основание для построения человека.

Практически с рождения ребенка готовили к взрослой жизнедеятельности. До четырехлетнего возраста вся забота о ребенке лежала на матери. Она знакомила детей с окружающим миром, бытом, поручала мелкую домашнюю работу. Далее воспитательный процесс мальчиков и девочек значительно отличался. Мальчики должны были стать войнами, кормильцами семьи, из девочек вырастали будущие матери. С пятилетнего возраста девочки во всем помогали матери, вели домашнее хозяйство, занимались огородом, рукоделием, готовили пищу. Девочек воспитывали в уважении и верности, им прививались женские ценности. Воспитывал мальчиков отец. Он прививал им физический труд, поручал работу по хозяйству. С двенадцатилетнего возраста мальчики начинают жить отдельно от матери и обучаться воинскому делу.

С пятнадцатилетнего возраста ребенок становится полноправным членом общины. Выходя замуж, девушки освобождались от власти отца. Мальчики в основном наследовали ремесло отца, продолжая заниматься его делом. Если девочка не выходила замуж, она жила рядом с матерью, вела домашнее хозяйство, помогала растить младших сестер и братьев, занималась рукоделием.

Функция воспитателей в древнерусском обществе

Помимо родителей воспитывать детей могли и другие люди. С девятого по одиннадцатый века процветало кормильство в Древней Руси. В основном такая форма затрагивала только княжеские семьи. В семилетнем возрасте детей отдавали на воспитание в другую семью, такая семья выбиралась среди знатных родов. Кормилец был наставником для ребенка, он давал ребенку образование и занимался его воинской подготовкой. Распространенной формой на Руси было кумовство, когда ребенку назначали духовного наставника.

Замечание 2

Такие формы, как правило, имели распространение среди знатных родов. Ребенок из простой семьи воспитывался родителями, и иногда дядьками. Ребенок мог быть передан с воспитательной целью дядьке, брату своей матери, а отец воспитывал детей своей сестры. Если у детей не было родного дядьки, то их воспитывали соседи.

Воспитательный процесс на Руси строился на патриотизме, защите отечества от врагов, отваге, смелости, храбрости, трудолюбию, уважении к старшему поколению, отзывчивости, доброте.

С приходом христианства на Руси стали появляться первые школы. Образовательная деятельность затрагивала, как правило, детей высших сословий:

  • князей;
  • дружинников;
  • священников.

Открытие первых школ

Летописные источники от 1028 года повествуют, что на Руси происходит расцвет школ. В Новгороде Ярославом Мудрым были открыты первые школы. В 11 столетии в Киеве при женском монастыре было открыто училище для девочек, их учили писать, читать, петь. К 13 столетию школы существуют уже в крупных городах, например, Чернигове, Владимире, Полоцке. В обычной школе проводили обучение:

  • чтению;
  • письму;
  • церковному пению;
  • основам арифметики.

Повышенная школа вела обучение при дворе Ярослав Мудрого, там образовывались летописцы, переписчики, переводчики, проповедники. В Киево-Печерском монастыре также открыли повышенную школу, которая обучала монахов и представителей высшего духовенства. Повышенная школа давала знания по грамматике, риторике, философии, иностранным языкам, диалектике. В качестве учебников служили рукописные книги, переводимые с греческого языка. Впервые Ярославом Мудрым при Киевском Софийском соборе была учреждена библиотека.

Педагогические памятники 10-12 столетия

Культура и образование Киевской Руси заимствовало много элементов из византийской культуры. У византийцев переняли стилистику и жанр житий святых, проповедей, поучений, где черпали идеалы и воспитательную программу.

За образец поучений брался "Изборник Святослава" (1076), материалом для которого послужили различные религиозные источники. Были повсеместно распространены поучения Иоанна Златоуста. В форме пересказа эти поучения были в основе многочисленных сборников педагогической направленности "Златоуст", "Златаструй".

Идеи Златоуста педагогической направленности развил Кирилл Туровский, воспитательные идеалы Киевской Руси содержатся в "Поучении Владимира Мономаха детям". Педагогическая литература того времени представлена "Повестью временных лет", "Ипатьевской летописью", "Словом о полку Игореве".

Воспитательный процесс ребенка в семье в эти годы строился также исходя из народной традиции. Приемы и методика семейного воспитательного процесса была довольно разнообразной, что отразилось в таких жанрах, как былины, загадки, обряды, праздники, игры, притчи, сказки, народные песни. Школы на Руси, педагогические мысли на основе славянских языческих традиций и восточной христианской мысли были самобытными.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :