Система воспитания в Древней Греции


Система воспитания в Древней Греции

Небольшие рабовладельческие государства-полисы составляли Древнюю Грецию. Самой влиятельной из них являлась Лакония (главный город Спарта) и Аттика (главный город Афины). В каждом таком городе-государстве бала своя особая система воспитания. Различия были обусловлены спецификой экономики и политического устройства, а также различием в культурном направлении.

Спартанские воспитательные методы

В Спарте воспитательный процесс носил военную и спортивную направленность. Жители были готовы к военным действиям в любое время, проявляли жестокое отношение к внешнему врагу, жестоко наказывали рабов. Воспитательный процесс осуществлялся государством, так как оно ставило своей целью подготовку бойцов. Приветствовались такие качества: мужественность, дисциплинированность, стойкость, закаленность. Физическому воспитанию и физической подготовке была отведена главная роль в спартанской воспитательной системе.

В семилетнем возрасте дети мужского пола отдавались в государственное учреждение (агелла), там они получали воспитание до восемнадцатилетнего возраста. Государство назначало руководителя воспитательного процесса (педоном). Мальчики становились выносливыми, закаляли организм, овладевали оружием, приучались к строгой дисциплине. Стойкость и выдержка прививались путем употребления простой пищи, ношения одинаковой легкой одежды в зимний и летний период. По мере взросления обучались навыкам рукопашного боя, занимались специальными военными упражнениями.

Интеллектуальная подготовка в Спарте была минимальной (чтение, письмо, счет). Быстрота, краткость и точность на заданный вопрос были основным достоинством спартанского воспитанника. В пятом веке до нашей эры уроки красноречия стали частью спартанской воспитательной системы. Также, как и музыка, и чтение стихотворений о военных подвигах. Должностные лица на государственных постах вели с юношами разговоры (беседа) о политике, морали, общественных нормах. Целью таких бесед было привить определенную идеологию и нравственные качества.

По достижении восемнадцатилетнего возраста, молодые люди принимались в эфебию: там шла подготовка к воинской службе, шли военные маневры, охранялся общественный порядок в городских поселениях.

Женское воспитание в Спарте

Воспитательный процесс в Спарте имел определенные правила и для молодых женщин: традиционные навыки (ухаживать за ребенком, заниматься музыкой), специальные военные и физические упражнения. Такие упражнения вводились для воспроизведения в будущем крепкого и здорового потомства. Девушки тренировали свое тело и укрепляли дух. Девушка, точно так же, как и юноша, должна была заниматься пятиборьем. Изнеженного образа жизни девушка в такой воспитательной системе была лишена.

Замечание 1

Семья не играла большой роли в спартанском педагогическом процессе. Ребенка воспитывало государство в лице взрослого гражданина, скорее старика, умудренного опытом.

Афинские воспитательные методы

Афины являлись чуть ли не самым могущественным древнегреческим государством. Рабовладельческая демократия - главный принцип афинского государства. Народное собрание обладало верховной властью. Ремесленники и торговцы активно участвовали в жизни общества.

Политическое воспитание в Афинах развивало индивидуальные особенности гражданина, и использовало их в государственных интересах. Все афинские граждане должны были:

  • участвовать в прениях народного собрания,
  • исполнять роль должностных лиц,
  • уметь отстоять собственное мнение,
  • уметь обсуждать различные политические вопросы.

Таким образом, развивалась устная речь, приравниваясь к искусству.

Замечание 2

Специфические черты афинской воспитательной системы: умственное (мусическое) воспитание сочеталось с физическим (гимнастическим) воспитанием, огромную роль играло нравственное и эстетическое воспитание, формировалась гармоничная развитая личность.

С семилетнего возраста дети мужского пола обучались в частной платной школе. Там изучалась грамота, музыка, певческое искусство, декламация. Достигнув двенадцатилетнего возраста юноши осваивали гимнастические упражнения. Помимо этого, бегали, прыгали, боролись, метали копье и диск. В школе велась активная гражданская подготовка, обсуждались политика и нравственные нормы. Состоятельные и знатные молодые люди с восемнадцатилетнего возраста учились в государственных учебных заведениях (гимназия). Они занимались изучением философии, литературы, политики, государственных законов.

Женское воспитание в Афинах

Девушки и женщины в Афинах были довольно замкнуты, в общественной жизни практически не участвовали. Образовательный процесс велся в домашней обстановке, на женской половине дома. Девушки пряли, ткали, вели домашнее хозяйство. Они осваивали элементарную грамоту, танцы, пение.

Основные выводы

Подытоживая все вышесказанное можно утверждать:

  1. Древняя Греция представлена двумя основными педагогическими моделями - спартанской и афинской.
  2. Воспитательный процесс в Спарте явился первым историческим и педагогическим опытом огосударствления личности. Жестокость как основная черта. Воспитание развивало физическую природу, подавляло личностные качества человека. Часть методов спартанского воспитательного типа (военная и физическая подготовка) была использована во Франции и России в 18 и 19 столетии, когда создавались кадетские корпуса и другие военно-учебные учреждения закрытого вида.
  3. Афинские воспитательные методы были платными и были доступны преимущественно состоятельной семье. Дети из несостоятельных семей, дети рабов были исключены из афинской системы воспитания. Афинское образование было аристократическим, оно презирало физический труд, которым пожизненно занимались рабы. Следовательно, мальчик-аристократ приучался к необходимой защите и охране рабовладельческого государственного строя, должен был соблюдать свое достоинство, мужество и храбрость, необходимые свободному человеку.
  4. Методы и специфика спартанского и афинского воспитания и образования заимствовались в дальнейшем, и применялись в Римской империи (вплоть до 6 века нашей эры). Первый очевидный факт влияния греческого образования - перевод на латынь произведения Гомера "Одиссея", которое использовалось в римских школах как основное учебное пособие.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :