Небольшие рабовладельческие государства-полисы составляли Древнюю Грецию. Самой влиятельной из них являлась Лакония (главный город Спарта) и Аттика (главный город Афины). В каждом таком городе-государстве бала своя особая система воспитания. Различия были обусловлены спецификой экономики и политического устройства, а также различием в культурном направлении.
В Спарте воспитательный процесс носил военную и спортивную направленность. Жители были готовы к военным действиям в любое время, проявляли жестокое отношение к внешнему врагу, жестоко наказывали рабов. Воспитательный процесс осуществлялся государством, так как оно ставило своей целью подготовку бойцов. Приветствовались такие качества: мужественность, дисциплинированность, стойкость, закаленность. Физическому воспитанию и физической подготовке была отведена главная роль в спартанской воспитательной системе.
В семилетнем возрасте дети мужского пола отдавались в государственное учреждение (агелла), там они получали воспитание до восемнадцатилетнего возраста. Государство назначало руководителя воспитательного процесса (педоном). Мальчики становились выносливыми, закаляли организм, овладевали оружием, приучались к строгой дисциплине. Стойкость и выдержка прививались путем употребления простой пищи, ношения одинаковой легкой одежды в зимний и летний период. По мере взросления обучались навыкам рукопашного боя, занимались специальными военными упражнениями.
Интеллектуальная подготовка в Спарте была минимальной (чтение, письмо, счет). Быстрота, краткость и точность на заданный вопрос были основным достоинством спартанского воспитанника. В пятом веке до нашей эры уроки красноречия стали частью спартанской воспитательной системы. Также, как и музыка, и чтение стихотворений о военных подвигах. Должностные лица на государственных постах вели с юношами разговоры (беседа) о политике, морали, общественных нормах. Целью таких бесед было привить определенную идеологию и нравственные качества.
По достижении восемнадцатилетнего возраста, молодые люди принимались в эфебию: там шла подготовка к воинской службе, шли военные маневры, охранялся общественный порядок в городских поселениях.
Воспитательный процесс в Спарте имел определенные правила и для молодых женщин: традиционные навыки (ухаживать за ребенком, заниматься музыкой), специальные военные и физические упражнения. Такие упражнения вводились для воспроизведения в будущем крепкого и здорового потомства. Девушки тренировали свое тело и укрепляли дух. Девушка, точно так же, как и юноша, должна была заниматься пятиборьем. Изнеженного образа жизни девушка в такой воспитательной системе была лишена.
Семья не играла большой роли в спартанском педагогическом процессе. Ребенка воспитывало государство в лице взрослого гражданина, скорее старика, умудренного опытом.
Афины являлись чуть ли не самым могущественным древнегреческим государством. Рабовладельческая демократия - главный принцип афинского государства. Народное собрание обладало верховной властью. Ремесленники и торговцы активно участвовали в жизни общества.
Политическое воспитание в Афинах развивало индивидуальные особенности гражданина, и использовало их в государственных интересах. Все афинские граждане должны были:
Таким образом, развивалась устная речь, приравниваясь к искусству.
Специфические черты афинской воспитательной системы: умственное (мусическое) воспитание сочеталось с физическим (гимнастическим) воспитанием, огромную роль играло нравственное и эстетическое воспитание, формировалась гармоничная развитая личность.
С семилетнего возраста дети мужского пола обучались в частной платной школе. Там изучалась грамота, музыка, певческое искусство, декламация. Достигнув двенадцатилетнего возраста юноши осваивали гимнастические упражнения. Помимо этого, бегали, прыгали, боролись, метали копье и диск. В школе велась активная гражданская подготовка, обсуждались политика и нравственные нормы. Состоятельные и знатные молодые люди с восемнадцатилетнего возраста учились в государственных учебных заведениях (гимназия). Они занимались изучением философии, литературы, политики, государственных законов.
Девушки и женщины в Афинах были довольно замкнуты, в общественной жизни практически не участвовали. Образовательный процесс велся в домашней обстановке, на женской половине дома. Девушки пряли, ткали, вели домашнее хозяйство. Они осваивали элементарную грамоту, танцы, пение.
Подытоживая все вышесказанное можно утверждать: