В Германии в наши дни семью создают ближе к тридцати годам, но не торопятся заводить ребенка. Это касается в основном женщин. На то есть свои причины: к тридцатилетнему возрасту женщина только укрепляет свои карьерные позиции, она не может надеяться на поддержку бабушек и дедушек, услуга няни очень дорогая, детские сады в Германии малочисленны и работают они, как правило, лишь до обеда. Германия обладает самым низким уровнем рождаемости в Европе, хотя сделать аборт без медицинских рекомендаций практически не представляется возможным.
До трехлетнего возраста ребенок воспитывается в домашних условиях. Хотя родители трепетно относятся к своим детям, чрезмерно они их не балуют. С момента рождения детей родителями уделяется особое внимание обустройству их бытовых условий. Каждая немецкая квартира в обязательном порядке располагает детской комнатой, ребенок сам занимается ее украшением вместе с родителями. Ребенку позволено все на его территории. В остальных комнатах должен быть идеальный порядок, там к ребенку относятся более строго. С раннего возраста детям прививают обязательность и пунктуальность. Ребенок получает от родителей небольшие карманные деньги, копит их, учится экономить, планировать маленькие собственные покупки.
Социальная поддержка в Германии поставлена хорошо. Пособия по безработице и на воспитание ребенка составляют довольно внушительную сумму, которая обеспечивает малышам до трех лет и их мамам безбедное существование, но еесмотря на положительные социальные факторы, мама старается быстрее выйти на работу и продолжить трудовую деятельность.
Становясь старше ребенок обязательно должен контактировать со сверстниками, один раз в неделю он посещает игровую группу, а затем детское дошкольное учреждение. Если ребенок нормально общается со сверстниками, значит он полностью готов к школе, убеждены многие немецкие родители.
Немецкий детский сад представляет собой клуб для маленьких, он начинает работу с раннего утра, а закрывается в два часа дня. Ребенок не обедает в саду, так как обед считается важным ритуалом, который должен происходить дома. Мама занимает важное место в воспитательном процессе ребенка и ухода за ним.
Формы дневных детских учреждений:
Существуют детские дошкольные учреждения, работающие при религиозных общинах, есть лесные детские дошкольные учреждения (сады), их посещают дети со слабым здоровьем.
Дети с ограниченными возможностями, инвалиды посещают в основном специализированные детские дошкольные учреждения, один раз в неделю они встречаются и общаются со здоровыми детьми. Таким образом, дети с самого раннего возраста понимают, принимают, заботятся о своих больных маленьких сверстниках.
Демократические основы и принципы закладываются у ребенка уже с детского дошкольного учреждения. Каждый детский сад обладает своими определенными правилами и традициями. К примеру, в какой-либо день недели дети вместе со взрослыми встречаются, обсуждают проблемы, проводят тематические беседы. Каждый ребенок открыто высказывает свое мнение, получает поддержку и дружеские советы.
Игровую деятельность для ребенка организуют воспитатели вместе с добровольными помощницами, старшеклассницами, которые в будущем свяжут свою жизнедеятельность с воспитанием детей. Игре уделено огромное внимание. В них успешно моделируется какая-либо житейская ситуация, ребенок учится мыслить самостоятельно и принимать решения. Каждый детский сад обязательно имеет большую комнату, где расположены строительные кубики, конструкторы "Лего", различные машины. Дети занимаются строительством замка, железной дороги. Отдельно располагается еще одна отдельная комната под названием кукольный дом, там много кукол и разных сопутствующих предметов для игры с куклами. Там же располагается большой стол для занятий изобразительным искусством.
Воспитателем организуется пространство для занятий и игр, но он не вмешивается в игровую деятельность, то есть мотивирует к игровому процессу, не принуждая к нему. Грамота и письмо не осваивается немецкими детьми в дошкольных учреждениях. Так как в дошкольном возрасте должны присутствовать только радость и игра. Функция воспитателей в мотивировании ребенка к познавательной деятельности, а не подготовка к обучению в школе. С детства детям прививается любовь к порядку, к системе, в дальнейшем это поможет немецкому обществу оставаться таким же благополучным и стабильным.
Германия, как и любая европейская страна, ответственно и серьезно защищает права ребенка. Родители обязаны заниматься ребенком, посещать с ним парки, проводить свободное время, развивать его. Ребенок может подать в суд на своих родителей, такова реальность. Ребенок знает свои права, уже в детском саду обучают этому. Именно поэтому ребенка нельзя:
Почти каждая немецкая самостоятельная семья имеет свой дом, небольшой бассейн, собственные игровые зоны, где ребенок играет в своей песочнице. Квартирные дома располагают детскими игровыми площадками во дворах. Обязательно родители наблюдают за детьми, не вмешиваясь в игровой процесс.