Система воспитания

Общие сведения о системах воспитания

Определение 1

Система воспитания, или воспитательная система, есть психолого-социально-педагогическая система, в которой происходит взаимодействие обучающих, обучающихся и их родителей в условиях определённого микроклимата, как в образовательном учреждении, так и дома, для получения разносторонне развитой, гармоничной личности, способной к социализации и обладающей активной позицией, желающей приносить пользу обществу.

Система воспитательной работы - мероприятия, проводимые согласно плану и целям воспитательной работы.

С запада в нашу страну пришла идея ценности отдельной личности в педагогике воспитания со времен Я. А. Коменского в ХVII веке. Он и другие ученые, философы развивали гуманистический подход в системе воспитания, который остаётся актуальным и в наши дни.

Дж. Локк считал обязательным воспитание ребёнка, в душе которого возможно начертать все, что угодно.

Ж. Ж. Руссо отвергал обучение, подразумевая способность ребенка самостоятельно впитывать информацию и способы поведения в естественных условиях, согласно его возрасту и потребностям.

Идею гуманизма в воспитании продолжал Л. Н. Толстой, убежденный в праве ребенка на самостоятельный выбор. Идея основывалась на ненасилии и неразрывном единстве воспитания и обучения.

Свободу выбора ребенком в познании через дело предлагали Д. Дьюи и М. Монтессори.

Идеи поиска человеком себя в саморазвитии и самовоспитании присутствуют также в философии (Н. Бердяев). Мысли о равноправии ребёнка и взрослого, и исключении чрезмерного давления на растущую личность проповедовала Германская система воспитания.

Данные идеи вызывали споры, поправки, так как и родители, и дети имеют ряд своих прав и обязанностей.

Идеи В. А. Сухомлинского и Ш. Амонашвили с трепетным отношением к миру и личности ребенка также вошли в историю теории свободного воспитания.

На западе же основным подходом до настоящего времени является уважение к личности ребенка.

Понятие воспитательной системы появилось в 70-80-е годы ХХ столетия.

Предпосылки возникновения теории присутствовали в работах педагогов задолго до появления самого термина.

Концепции воспитательной системы предполагали системную организацию, конструкцию, становление, проектирование воспитания, в зависимости от взгляда автора.

Замечание 1

Разные концепции объединяет несколько идей: ценностные ориентации в воспитании ребенка, взаимоотношения сотрудничества в процессе воспитания, отсутствие чисто педагогических рациональных подходов к личности воспитанника (интуиция, которая порождает новые идеи, способствует развитию и совершенствованию воспитательной системы.

Стадии развития воспитательной системы:

  • Возникновение воспитательной идеи, со случайными участниками на основе эмоциональных отношений: поддерживающими и антагонистами,
  • Оформление системы по возрастным и временным параметрам коллектива, определение структуры системы на основе деятельности, когда эмоциональные и деловые взаимоотношения уравниваются,
  • Объединение коллектива в единое целое на основе общей цели, деятельности, сложившихся дружественных взаимоотношений. Вместе с тем возможны противоположные тенденции, которые способствуют развитию или развалу воспитательной системы,
  • Развитие и обновление идей воспитательной концепции, или кризис и завершение деятельности в данном направлении.

Структура системы воспитания в СОШ:

  1. Цели воспитания,
  2. Деятельность по воплощению воспитательных целей,
  3. Участники воспитательного процесса (обучающий, обучающийся),
  4. Возникающие в процессе воспитания взаимоотношения,
  5. Воспитательная среда, воспринятая участниками воспитания,
  6. Управление воспитательной системой с целью целостного функционирования,
  7. Развитие воспитательной системы.

Виды систем воспитания

Традиционно можно выделить следующие системы воспитания, затрагивающие все ступени системы образования РФ:

  • Система гражданско-патриотического воспитания,
  • Система эстетического воспитания,
  • Система нравственного воспитания,
  • Система экологического воспитания,
  • Система трудового воспитания,
  • Система физического воспитания.

Новые виды

Отдельные авторы отмечают появление систем воспитания (в основном, в образовательных учреждениях закрытого типа, для мальчиков) с использованием агрессивных форм воспитания, при этом отмечается, что это позволяет воспитывать позитивные качества личности, что может быть спорным и неоднозначным.

По мнению других, современная система воспитания испытывает кризис, который проявляется в поколении с отсутствием идеалов, способностей к самореализации, самоопределению, что является следствием отмены традиционной системы воспитания и чрезмерным предоставлением свободы личности.

В тот же время в педагогике начинают выделяться новые отрасли системы воспитания: профессиональное воспитание выпускников школ, семейное воспитание будущих родителей и взрослых.

Профессиональное воспитание заключается в системе воспитания в профессиональных образовательных учреждениях. Ему предшествует трудовое воспитание в средней школе и профориентация.

Данные системы подразумевают свои ценностные профессиональные ориентации, профессиональные навыки, мотивации качественно и красиво выполнять профессиональное дело, достигать успеха в нем, конкурировать на рынке труда и т.д.

В современной педагогике профессиональное воспитание подразумевает приобщение не только к социуму, но и к культуре в целом.

Семейное воспитание подразумевает привитие будущим родителям педагогических навыков, так как первые образцы поведения копируются ребенком в семье, независимо от того, хороши они или плохи: позитивное и агрессивное поведение.

При этом и то, и другое может содержать конструктивные (альтруизм как бескорыстие и соответственно саморазвитие, агрессия как защита иммунитета) и разрушительные (альтруизм как самопожертвование и соответственно саморазрушение, агрессия как выброс негативных эмоций, разрушающих психику) моменты.

Таким образом, система воспитания широко представлена в истории педагогики в России и за рубежом, несмотря на то, что понятие системы воспитания возникло сравнительно недавно. Оно активно развивается, согласно целям образования и воспитания в рамках общих мировых тенденций непрерывного саморазвития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :