Система воспитания, или воспитательная система, есть психолого-социально-педагогическая система, в которой происходит взаимодействие обучающих, обучающихся и их родителей в условиях определённого микроклимата, как в образовательном учреждении, так и дома, для получения разносторонне развитой, гармоничной личности, способной к социализации и обладающей активной позицией, желающей приносить пользу обществу.
Система воспитательной работы - мероприятия, проводимые согласно плану и целям воспитательной работы.
С запада в нашу страну пришла идея ценности отдельной личности в педагогике воспитания со времен Я. А. Коменского в ХVII веке. Он и другие ученые, философы развивали гуманистический подход в системе воспитания, который остаётся актуальным и в наши дни.
Дж. Локк считал обязательным воспитание ребёнка, в душе которого возможно начертать все, что угодно.
Ж. Ж. Руссо отвергал обучение, подразумевая способность ребенка самостоятельно впитывать информацию и способы поведения в естественных условиях, согласно его возрасту и потребностям.
Идею гуманизма в воспитании продолжал Л. Н. Толстой, убежденный в праве ребенка на самостоятельный выбор. Идея основывалась на ненасилии и неразрывном единстве воспитания и обучения.
Свободу выбора ребенком в познании через дело предлагали Д. Дьюи и М. Монтессори.
Идеи поиска человеком себя в саморазвитии и самовоспитании присутствуют также в философии (Н. Бердяев). Мысли о равноправии ребёнка и взрослого, и исключении чрезмерного давления на растущую личность проповедовала Германская система воспитания.
Данные идеи вызывали споры, поправки, так как и родители, и дети имеют ряд своих прав и обязанностей.
Идеи В. А. Сухомлинского и Ш. Амонашвили с трепетным отношением к миру и личности ребенка также вошли в историю теории свободного воспитания.
На западе же основным подходом до настоящего времени является уважение к личности ребенка.
Понятие воспитательной системы появилось в 70-80-е годы ХХ столетия.
Предпосылки возникновения теории присутствовали в работах педагогов задолго до появления самого термина.
Концепции воспитательной системы предполагали системную организацию, конструкцию, становление, проектирование воспитания, в зависимости от взгляда автора.
Разные концепции объединяет несколько идей: ценностные ориентации в воспитании ребенка, взаимоотношения сотрудничества в процессе воспитания, отсутствие чисто педагогических рациональных подходов к личности воспитанника (интуиция, которая порождает новые идеи, способствует развитию и совершенствованию воспитательной системы.
Стадии развития воспитательной системы:
Структура системы воспитания в СОШ:
Традиционно можно выделить следующие системы воспитания, затрагивающие все ступени системы образования РФ:
Отдельные авторы отмечают появление систем воспитания (в основном, в образовательных учреждениях закрытого типа, для мальчиков) с использованием агрессивных форм воспитания, при этом отмечается, что это позволяет воспитывать позитивные качества личности, что может быть спорным и неоднозначным.
По мнению других, современная система воспитания испытывает кризис, который проявляется в поколении с отсутствием идеалов, способностей к самореализации, самоопределению, что является следствием отмены традиционной системы воспитания и чрезмерным предоставлением свободы личности.
В тот же время в педагогике начинают выделяться новые отрасли системы воспитания: профессиональное воспитание выпускников школ, семейное воспитание будущих родителей и взрослых.
Профессиональное воспитание заключается в системе воспитания в профессиональных образовательных учреждениях. Ему предшествует трудовое воспитание в средней школе и профориентация.
Данные системы подразумевают свои ценностные профессиональные ориентации, профессиональные навыки, мотивации качественно и красиво выполнять профессиональное дело, достигать успеха в нем, конкурировать на рынке труда и т.д.
В современной педагогике профессиональное воспитание подразумевает приобщение не только к социуму, но и к культуре в целом.
Семейное воспитание подразумевает привитие будущим родителям педагогических навыков, так как первые образцы поведения копируются ребенком в семье, независимо от того, хороши они или плохи: позитивное и агрессивное поведение.
При этом и то, и другое может содержать конструктивные (альтруизм как бескорыстие и соответственно саморазвитие, агрессия как защита иммунитета) и разрушительные (альтруизм как самопожертвование и соответственно саморазрушение, агрессия как выброс негативных эмоций, разрушающих психику) моменты.
Таким образом, система воспитания широко представлена в истории педагогики в России и за рубежом, несмотря на то, что понятие системы воспитания возникло сравнительно недавно. Оно активно развивается, согласно целям образования и воспитания в рамках общих мировых тенденций непрерывного саморазвития.