Вопросы практики и теории систем воспитания исследуют многие современные российские ученые, большинство из таких систем строится на ключевом понятии гуманизма - личностной ориентации, личностном подходе в воспитательной деятельности.
Педагогическая наука долго не могла сформировать теоретический аппарат, который был бы способен описать функционирование сложной феноменальной воспитательной системы. Создатели отечественной воспитательной системы (чья деятельность приходится на 18-19 вв.) смогли точно отразить сам феномен, его основную сущность, хотя были еще далеко от современных методик.
Советский период педагогики содержит блестящие описания воспитательных систем. В теоретическом и практическом аспекте формирования воспитательной системы значительную роль сыграли воспитательные учреждения Шацкого и Макаренко, созданные в двадцатых-тридцатых годах двадцатого века. Этот опыт отразил общие идеи советских педагогов-новаторов и их индивидуальные воззрения. Некоторые их концепции стали основой советской педагогической науки, от других идей со временем пришлось отказаться, иные положения открываются заново современной педагогикой при анализе актуальных воспитательных систем.
Сам термин воспитательная система был введен в научный обиход ближе к восьмидесятым годам прошлого столетия. Это было связано с важнейшими этапами в научном развитии педагогики, когда в нее интегрировались положения системного направления (Караковский В. А., Новикова Л. И., Куракин А. Т.).
В 1976 году в журнале "Советская педагогика" вышла статья Ф. Ф. Королева, рассматривавшая возможности применения общесистемного подхода в педагогической науке. Идеи Королева в двух важнейших направлениях (изучении коллективов как психолого-педагогических структурных образований и изучении организации системного воспитательного процесса) реализовали его последователи. Таким образом, были разработаны и исследованы: теория воспитательных коллективов (Новикова Л.И., Лийметс Х.Й., Куракин А.Т.); система воспитательного процесса с обучающимися (Марьенко И.С.).
Но все же общий термин воспитательная система появился гораздо позже: после попытки Левина и Радзевича - польских педагогов-исследователей, разработать положение о школьной воспитательной системе. Эта концепция не была преобразована в единые педагогически принципы, но она послужила основой для разработки теории различных систем воспитания. Начало такого труда положили исследования коллектива ученых во главе с Н. Л. Селивановой, которые и сформулировали общие идеи, вошедшие в дальнейшем в основу педагогических исследований и разработок.
Основная научная парадигма, которая определила развитие советских педагогических разработок в семидесятых-восьмидесятых годах двадцатого столетия состояла в идее комплексного подхода к воспитательному процессу.
Программа "Примерное содержание воспитания школьников" отразила научные основы данного подхода. Программа обеспечивала педагогам теоретический базис работы, а в практической деятельности помогала "мероприятийной педагогике".
Научная школа этого периода преодолела в процессе своего развития несколько ступеней, так в частности были:
Следовательно, система воспитания стала пониматься как дифференцированное единство коллективов разных возрастных этапов.
Теоретическую и практическую проблематику развития и функционирования систем воспитания исследовали и разрабатывали Байбородова Л. Б., Байкова Л. А., Гаврилин А. В., Гребенкина Л. К., Евтушенко С. В., Капустин Н. П., Караковский В. А., Колесникова И. А., Новикова Л. И., Радионова Н. Ф., Поляков С. Д., Селиванова Н. А., Семенов В. И., Сокольников Ю. П., Третьяков П. И., Филиппова Л. А., Шамова Т. А., Ширяев П. Т.
Л. И. Новиковой и ее учениками воспитательная система понимается с позиции целецентрического подхода, как целостный единый механизм достижения воспитательных целей. Воспитательная система является целостным социальным организмом, функционирующим при условии взаимодействия основных воспитательных компонентов (субъект, цель, содержание, способы деятельности) и обладающим рядом интегративных характеристик, таких как: образ жизнедеятельности коллективов, их психологический климат.
Проанализировав исследуемые труды, можно установить такое концептуальное направление в понимании и описании феноменального понятия воспитательной системы:
Система воспитания школьного учреждения является довольно сложной структурой. Ее основные элементы:
В научных педагогических статьях, вышедших в последнее время, были разделены термины "воспитательная система", "система воспитательной работы", "дидактическая система", "педагогическая система". Дидактическую систему с позиции данного подхода рассматривают как подсистему воспитательной системы, и определяют посредством целей в образовательной сфере, содержанием образовательного процесса, формами и методами его организации.
Концепцией воспитательных систем отражен факт: воспитательная система является постоянно развивающимся феноменом. Различные представления и идеи появляются и исчезают, усложняются коллективные процессы. Тем не менее, система находится в постоянном стремлении воспроизвести свои компоненты в исходном виде, хотя и не может обходиться без постоянных изменений.