Гимнастикой называется система специально подобранных физических упражнений, приемов и методик, которые применяются для:
Применяемые упражнения воздействуют на весь организм, а также развивают отдельные органы и группы мышц, регулируют нагрузку, учитывая пол, возраст, уровень физической подготовки.
Гимнастика занимает важное место в системе физического воспитания, так как это основное средство укрепления здоровья, закаливания организма, физического развития, формирования необходимых для жизнедеятельности навыков и двигательных умений. В гимнастике формы движения подбираются специально и создаются искусственно для целенаправленного и избирательного воздействия на весь организм в целом.
Гимнастика помогает усовершенствовать управление своим телом и его движениями, развивать важные двигательные качества (силу, гибкость, ловкость, быстроту, выносливость), контролировать и укреплять психические свойства (волю, смелость, настойчивость) личности.
Разнообразные гимнастические упражнения и научно разработанные методы и методические приемы их влияния на человека позволяют эффективно решать задачи физического развития людей любого возраста и разной физической подготовки.
Задачи гимнастики подразделяются на:
Оздоровительно-гигиенические задачи гимнастики состоят во всестороннем и гармоническом развитии опорно-двигательного аппарата человека, улучшении функционального состояния его внутренних систем и органов, формировании правильной осанки, совершенствовании физических качеств.
Воспитательно-образовательные задачи заключаются в формировании морально-волевых качеств человека, развитии его памяти, внимания, умственного кругозора и общей культуры, воспитании гигиенических навыков поведения в бытовой обстановке.
Ценность гимнастических упражнений заключается также в их познавательной функции. Анализ и синтез движений тела, усложнение применяемых двигательных действий, бесконечные вариации гимнастических занятий (форма, структура, последовательность) позволяют наглядно расширить представления о двигательных возможностях организма, познать их общую закономерность, и осуществить связь на практике между физической воспитательной деятельностью и умственным образовательным процессом.
Классификация гимнастических упражнений необходима для практической работы, осуществляемой с целью получения педагогических и оздоровительно-гигиенических результатов.
Гимнастика общеразвивающей направленности. Такие виды гимнастических упражнений:
Применяются такие виды гимнастики на занятиях физической культурой с детьми дошкольных и школьных лет, взрослыми людьми. Характеризуются данные занятия оптимальной физической нагрузкой, а также образовательной направленностью. В процессе их формируется правильная осанка, укрепляется здоровье, вырабатываются основные жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Упражнения носят:
Такая гимнастика развивает физические и морально-волевые качества человека, формирует у него необходимую двигательную активность.
Гимнастика гигиеническая. Гигиенические гимнастические упражнения оздоравливают и закаливают организм занимающихся, поддерживают у них бодрое настроение, повышают работоспособность. Такая гимнастика доступна для всех возрастных категорий, для любого уровня физической подготовки. Гигиеническая гимнастика сочетает общеразвивающие и некоторые прикладные упражнения с приемами массажа, а также закаливания организма при помощи водных процедур. Проводятся они в любом месте и в любой форме, в том числе и самостоятельно (т. е. индивидуально) и под руководством наставника (в составе группы).
Атлетические гимнастические упражнения. Гимнастика атлетического характера в последние годы очень популярна в молодежных кругах. По своим целям она приближена к гигиеническим видам гимнастических упражнений, так как способна сформировать стройную, красивую фигуру, с достаточно развитой рельефной мускулатурой; исправить недостатки в осанке; развить силу, ловкость, гибкость, другие важные физические качества личности. Сюда можно отнести разнообразные общеразвивающие упражнения с отягощением: металлическими палками, гирями, гантелями. Атлетические упражнения могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Не требуются особые материально-технические условия, поэтому занятия проводятся в зале, на воздухе, в домашней бытовой обстановке.
Гимнастические упражнения спортивного характера. К спортивным гимнастическим упражнениям можно отнести спортивную, художественную гимнастику, спортивную акробатику. Сейчас такие упражнения широко распространены и очень популярны. Этому способствовал блестящий успех российских гимнастов на международных спортивных соревнованиях. Занимаясь таким видом гимнастики, необходимо быть всесторонне физически подготовленным человеком, иметь высокие моральные и волевые качества, быть эстетически и нравственно воспитанной личностью.
Такие упражнения являются структурно сложными, требуют точности выполнения. Тем не менее, проявив настойчивость и желание, можно достичь высоких спортивных результатов и овладеть сложнейшими упражнениями сродни искусству, показать подлинный образец выразительности, артистизм поз и движений человеческого тела.