Под педагогической технологией понимается комплекс психологических и педагогических направлений, которые определяют специфический набор, содержание формы, методы, способы, приемы обучения, воспитательные средства. Она является методическим инструментом всего педагогического процесса.
Категория педагогической технологии видится в таких плоскостях:
Следовательно, педагогические технологии выполняют и научные функции, которые исследуют рациональные пути обучающего процесса, также они являются способами, принципами, регулятивами, применяемыми в обучении, и как реальный процесс обучения.
Термин "педагогические технологии" в практической деятельности можно употребить в таких смыслах:
Педагогические технологии максимально связаны с обучающим процессом, это деятельность преподавателя и обучаемого, структура, средства, методы и формы. Отсюда, структурность педагогических технологий выглядит следующим образом:
Теоретическая и практическая деятельность школы на сегодняшний день пестрит множеством видов обучающего процесса. Каждый преподаватель вкладывает в педагогическую деятельность свою изюминку, неповторимость и уникальность.
По своей сути и основным инструментам: целевая ориентация, характер коммуникации преподавателя и обучаемого, организация обучающего и воспитательного процесса, можно обозначить группы педагогической технологии.
Технология общепедагогическая, частнометодическая (предметная) и локальная (модульная).
Технологии с философской основой: свободное воспитание и принуждение, прагматическая и экзистенциалистская технология, антропософская и теософская технология, гуманистическая и антигуманная технология, научная (сциентистская) и религиозная технология, диалектическая и метафизическая технология, материалистическая и идеалистическая технология.
Ведущим фактором выступает психическое развитие - это биогенная, социогенная, психогенная, идеалистская технология.
По сочетанию таких признаков определяются типы педагогической технологии:
Важная принципиальная сторона в педагогических технологиях - это личность ученика в обучающем процессе. По такому принципу можно выделить такие виды технологии.
Авторитарная технология, где преподаватель единоличный субъект обучающего процесса, а ученик является объектом, винтиком. Присутствует жесткая организация школьной жизни, инициатива и самостоятельность учеников подавляется, применяется требование и принуждение.
Дидакто-центрическая технология, высокая степень невнимания к личности ученика, между преподавателем и учеником существуют объект-субъектные отношения, главный приоритет отдан воспитанию, с помощью дидактических средств формируется личность. Другими словами, это технократическая технология.
Личностно-ориентированная технология ставит приоритетом личность ученика, способна обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для ее развития. Субъектом является личность ученика, и этот субъект приоритетный. Это антропоцентрическая технология.
Отсюда следует, что педагогическая технология, которая ориентируется на личность ученика является антропоцентрической, гуманной. Она выступает за свободное, разностороннее, творческое развитие учащегося.