Формы и методы технологий в педагогике


Формы и методы технологий в педагогике

Под педагогической технологией понимается комплекс психологических и педагогических направлений, которые определяют специфический набор, содержание формы, методы, способы, приемы обучения, воспитательные средства. Она является методическим инструментом всего педагогического процесса.

Категория педагогической технологии видится в таких плоскостях:

  1. Научная плоскость, технологии педагогики являются частью педагогики, изучающей и разрабатывающей цель, содержание, метод обучающего процесса, и проектирует педагогическую деятельность.
  2. Процессуально-описательная плоскость, описывает процесс, совокупность содержания, цели, метода, средства с тем, чтобы достигнуть планируемые результаты в обучении.
  3. Процессуальная и действенная плоскость, осуществляется технологический (педагогический) процесс; взаимодействуют все инструменты педагогических средств.
Замечание 1

Следовательно, педагогические технологии выполняют и научные функции, которые исследуют рациональные пути обучающего процесса, также они являются способами, принципами, регулятивами, применяемыми в обучении, и как реальный процесс обучения.

Термин "педагогические технологии" в практической деятельности можно употребить в таких смыслах:

  1. Общепедагогические, общедидактические технологии характеризуют комплексный обучающий процесс конкретного региона, учебного заведения, описывают определенную ступень обучения. В этом случае педагогические технологии выступают синонимом понятию педагогическая система: цели, содержание, средства, методы обучающего процесса, последовательность действий субъекта и объекта процесса.
  2. Частнометодические, частнопредметные педагогические технологии, это комплекс методов, средств, с целью реализовать определенное содержание обучающего процесса в рамках одного конкретного предмета, класса, группы, педагога (метод работы преподавателя, воспитателя).
  3. Локальные, модульные технологии, технология отдельной части обучающего процесса, где решаются частные дидактические и воспитательные задачи (технологии какой-то деятельности, формирование терминов, развитие отдельных качеств личности, усвоение учебного материала, повторение и контроль знаний, самостоятельная работа).

Структурность педагогических технологий

Педагогические технологии максимально связаны с обучающим процессом, это деятельность преподавателя и обучаемого, структура, средства, методы и формы. Отсюда, структурность педагогических технологий выглядит следующим образом:

  • фундаментом выступает мировоззрение;
  • содержание обучающего процесса, цель обучения общая и конкретная, содержательная часть учебной информации;
  • технология организации учебной деятельности, метод и форма учебного процесса, учитель управляет познавательным процессом, диагностирует учебный процесс.

Типология педагогической технологии

Замечание 2

Теоретическая и практическая деятельность школы на сегодняшний день пестрит множеством видов обучающего процесса. Каждый преподаватель вкладывает в педагогическую деятельность свою изюминку, неповторимость и уникальность.

По своей сути и основным инструментам: целевая ориентация, характер коммуникации преподавателя и обучаемого, организация обучающего и воспитательного процесса, можно обозначить группы педагогической технологии.

Технология общепедагогическая, частнометодическая (предметная) и локальная (модульная).

Технологии с философской основой: свободное воспитание и принуждение, прагматическая и экзистенциалистская технология, антропософская и теософская технология, гуманистическая и антигуманная технология, научная (сциентистская) и религиозная технология, диалектическая и метафизическая технология, материалистическая и идеалистическая технология.

Замечание 3

Ведущим фактором выступает психическое развитие - это биогенная, социогенная, психогенная, идеалистская технология.

По сочетанию таких признаков определяются типы педагогической технологии:

  1. Традиционное обучение в виде лекций (контроль разомкнутый, рассеянный, ручной).
  2. Применяются аудиовизуальные технические средства (разомкнутый, рассеянный, автоматизированный).
  3. Концепция консультанта (разомкнутый, направленный, ручной).
  4. Учебная книга, самостоятельное занятие (разомкнутый, направленный, автоматизированный).
  5. Малые группы, групповой, дифференцированный метод обучения (цикличный, рассеянный, ручной).
  6. Компьютерные технологии (цикличный, рассеянный, автоматизированный).
  7. Репетиторство, индивидуальный обучающий процесс (цикличный, направленный, ручной).
  8. Программные, спланированные технологии (цикличный, направленный, автоматизированный).

Важная принципиальная сторона в педагогических технологиях - это личность ученика в обучающем процессе. По такому принципу можно выделить такие виды технологии.

Авторитарная технология, где преподаватель единоличный субъект обучающего процесса, а ученик является объектом, винтиком. Присутствует жесткая организация школьной жизни, инициатива и самостоятельность учеников подавляется, применяется требование и принуждение.

Дидакто-центрическая технология, высокая степень невнимания к личности ученика, между преподавателем и учеником существуют объект-субъектные отношения, главный приоритет отдан воспитанию, с помощью дидактических средств формируется личность. Другими словами, это технократическая технология.

Личностно-ориентированная технология ставит приоритетом личность ученика, способна обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для ее развития. Субъектом является личность ученика, и этот субъект приоритетный. Это антропоцентрическая технология.

Отсюда следует, что педагогическая технология, которая ориентируется на личность ученика является антропоцентрической, гуманной. Она выступает за свободное, разностороннее, творческое развитие учащегося.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :