Лечебная педагогика


Лечебная педагогика

Характеристика лечебной педагогики

Педагогическая наука затрагивает самые разные вопросы образования и воспитания детей, в том числе и лечебные аспекты.

Замечание 1

Педагогика призвана всячески развивать человека, помогать ему адаптироваться в обществе, стать самостоятельным и т.д.

Помимо обычного процесса образования педагогическая наука сочетает в себе формы и методы лечения детей разного возраста.

Определение 1

Лечебная педагогика – это специальная продуманная система педагогических мероприятий, которые позволяют максимально поддержать ребенка, у которого есть физические или психологические отклонения, а также помогает ему справиться с этими недугами и адаптироваться в обществе.

Цели лечебной педагогики многообразны:

  • Помогать психологически детям с различными отклонениями. Дети могут иметь самые разнообразные физические отклонения, которые не позволяют им стать полноценным членом общества. Если физические отклонения серьезные, то есть вероятность того, что ребенок вовсе не может посещать школу. Также отклонения могут быть и психологического характера (заболевания или временный нервный срыв, который произошел по ряду обстоятельств). В любом случае педагогика подразумевает целую систему образования для детей с данными проблемами, в основном образовательный процесс подобных детей сводится к тому, что педагог становится для ребенка другом, они вместе учатся и разговаривают, играют, иногда даже проводят время вне формальной обстановки. Именно такой образовательный подход очень важен, чтобы ребенок чувствовал в педагоге не только учителя, но и соратника, друга;
  • Непосредственно лечить ребенка. Педагог в процессе обучения детей с различными отклонениями должен преследовать, прежде всего, лечебную цель. То есть в обучение должно давать не только знания и умения, но и излечивать от недуга. Например, если у ребенка панические атаки при посещении школы, значит, он не может справиться с ситуацией, не владеет собой. В этом случае болезнь носит психологический характер. Педагог должен помочь разобраться ребенку, в чем проблема, почему возникают психологические атаки, что их вызывает. Когда будет найдена причина их возникновения, педагог должен работать с ребенком в таком направлении, чтобы избавить его от этого недуга, используя при этом разнообразные методы и формы обучения и воспитания;
  • Адаптировать детей с различными отклонениями к обществу и общественной жизни. Дети с различными отклонениями нуждаются, прежде всего, в поддержке и внимании, им сложно найти друзей, ввиду чего и пребывание в обществе вызывает у них дискомфорт. Цель педагога или целого педагогического состава адаптировать таких детей к социальной жизни. Важно чтобы ребенок не чувствовал себя не нужным или «ущербным», педагогу необходимо найти индивидуальный подход в воспитании и образовании подобных детей. Также немаловажно работать и с классом, в котором учатся такие дети, важно чтобы каждый здоровый ребенок понимал и принимал детей с отклонениями в свой коллектив, тогда адаптация пройдет быстрее и эффективнее.

Основной задачей лечебной педагогики является комплексный подход в рамках физического и психологического воспитания и образования детей с отклонениями. Также необходимо корректировать поведение таких детей, их взаимоотношение с окружающей средой, находить индивидуальные способы образования.

В любом случае, прежде чем начать заниматься с данной категорией детей, педагогу необходимо оценить уровень психологической, физической и моральной подготовки ребенка к процессу образования и воспитания. Важно выявить основные направления, в которых ребенок имеет наибольшие пробелы, также необходимо провести исследования на предмет способностей таких детей. При этом важно опираться на информацию, собранную от родителей, врачей, друзей и родственников ребенка.

Виды лечебной педагогики

Лечебная педагогика может быть нескольких видов:

  1. Педагогика, направленная на лечение психологических расстройств ребенка, вызванных самыми разнообразными причинами. Психологические расстройства у детей могут носить самый разнообразный характер. Например, дети могут быть замкнутыми, необщительными, бояться общества, взрослых или психические расстройства могут быть связаны с воспитанием в семье, традициями, событиями разного плана. Например, если ребенок испытал в определенном возрасте шок по причине потери родителей, у него могут быть комплексы на фоне того, что у большинства одноклассников полноценные семьи, также такая психологическая травма может сказаться на здоровье, характере, нервной системе ребенка. Педагог должен проделать большую работу в отношении такого ребенка, подготовить его не только к образовательному процессу, но и школьной жизни, которая подразумевает ежедневное общение с одноклассниками и другими детьми, общие занятие, совместную деятельность и т.д. Этот вид лечебной педагогики является самым распространенным, так как на сегодняшний день много детей, которые перенесли психологическую травму в жизни;
  2. Коррекционная педагогика. Такой вид педагогической деятельности подразумевает корректировать умственные, физические и психологические аспекты в образовании и воспитании детей. Обычно создаются целые коррекционные классы или педагоги занимаются с детьми индивидуально. Коррекция умственных способностей детей подразумевает программу, где детей дополнительно обучают в определенном направлении. Например, ребенок в школе плохо занимается по математике, педагог может заниматься с этим учеником индивидуально после занятий. Также дети часто не выговаривают определенные буквы, также этот дефект можно исправить по средствам специального педагога – логопеда, который корректирует речь ребенка. Дети с психологическими и серьезными умственными отклонениями могут заниматься в коррекционных классах, которые создаются в школах параллельно обычным.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :