Отрасли педагогики


Отрасли педагогики

Педагогика представляет собой достаточно сложное научное знание, имеющее вид системы, состоящей из множества отраслей, каждая из которых имеет вид самостоятельного научного учения. Педагогика является сложной и многогранной наукой. Она прошла длительный путь становления и развития и сейчас имеет вид разветвленной системы научных знаний. Она представляет собой систему наук о воспитании. Отрасли педагогики, так же как и сама наука, имеют длительный исторический путь развития. На его протяжении происходило выделение отдельных отраслей, в зависимости от того или иного этапа общественного развития.

Общая педагогика является фундаментом этой научной системы. Она складывалась и развивалась под воздействием философских концепций. Все отрасли педагогической науки можно условно подразделить на два типа:

  • Традиционные отрасли педагогики.
  • Современные отрасли педагогики.

Традиционные отрасли педагогики и их функциональная роль

Традиционными отраслями педагогики принято считать следующие научные дисциплины:

  • Общая педагогика;
  • Возрастная педагогика;
  • Коррекционная педагогика;
  • Отраслевая педагогика;
  • Частная педагогика;
  • История педагогики.
Замечание 1

Каждая отрасль представляет собой обширную систему научных знаний и имеет свое функциональное назначение и направления развития.

Общая педагогика выступает базой для всей системы педагогического учения. Она занимается исследованием фундаментальных закономерностей воспитания и образования. Она базируется на комплексе исследовательских задач, форм, приемов и принципов организации учебно-воспитательного процесса для различных возрастных групп и типов учебных учреждений. Общая педагогика является системой научных знаний, включающих теоретические и практические вопросы обучения, воспитания, организации и планирования построения учебного-воспитательного процесса.

Возрастная педагогика подразделяется на несколько крупных отраслей, которые проводят исследования закономерностей обучения и развития детей, различных возрастных групп: от рождения до совершеннолетия и профессиональной зрелости. Предметом изучения возрастной педагогики является учебно-воспитательный процесс и его организация на разных этапах развития детей. Отраслями возрастной педагогики являются:

  1. Дошкольная педагогика – изучает организацию обучения и воспитания детей раннего возраста: от рождения до поступления в школу;
  2. Школьная педагогика – изучает обучение и воспитание в школьных учебных заведениях на этапах начального, среднего и старшего школьного образования;
  3. Педагогика среднего специального образования – изучает образование и воспитание в профессиональных учебных учреждениях;
  4. Педагогика профессионально-технического образования – изучает обучение высококвалифицированных рабочих;
  5. Педагогика высшего образования – исследует проблемы получения высшего образования и организацию обучения в вузах.

Коррекционная педагогика занимается исследованием и анализом деятельности учреждений, дающих образование гражданам с ограниченными возможностями. Такая педагогика также имеет несколько направлений. Она изучает построение учебно-воспитательной работы с глухонемыми, слабослышащими, слепыми, умственно отсталыми гражданами, а также лицами с речевыми нарушениями – логопедия.

Отраслевая педагогика занимается исследованием специфики воспитания и обучения различных социальных групп и профессий, занятых в различных сферах экономики и культуры: военная, спортивная, правовая, производственная и т.д. Производственная педагогика занимается исследованием приемов и методов обучения работающих граждан, повышения их квалификационного уровня и профессионализма, переориентацией на новые средства производства и новые профессии. В современных условиях особенно актуальная переориентация на новые средства производства и новые профессии, поскольку новые технологии внедряются постоянно, производство развивается, появляются новые профессии, требующие быстрого переобучения кадров. Повышение квалификации работников также очень важно, поскольку развитие производства сопровождается внедрением новой техники, средств и технологий производства, которые нужно своевременно освоить и практически реализовать.

Частная педагогика ориентирована на исследование закономерностей и особенностей преподавания отдельных дисциплин.

История педагогики рассматривает этапы исторического становления и развития педагогической науки, ее практические и теоретические аспекты в разные исторические времена, взаимосвязь развития педагогической науки со стадиями общественного развития.

Современные отрасли педагогики

Новые отрасли педагогики развиваются и отделяются от педагогической науки в связи с социально-экономическим развитием общества, научно-техническим прогрессом и совершенствованием педагогических концепций.

Новые общественные тенденции развития приводят к появлению таких отраслей педагогики:

  • Семейная педагогика – научное знание о семейном воспитании. Исследует особенности семейного воспитания, его роль и возможности, занимается разработкой и научным обоснованием рекомендаций родителям по эффективному воспитанию детей, формированию их личностей и разрешению проблем и трудностей воспитательных мероприятий;
  • Этнопедагогика – раздел педагогической науки, занимающийся исследованием эмпирического опыта этнических групп в учебно-воспитательном процессе, рассмотрение морально-этических, эстетических аспектов на семейные ценности рода, племени, конкретной нации, народности. Эта отрасль педагогики базируется на концепциях, существовавшей ранее народной педагогики и предлагает их переориентацию и адаптацию к современным общественным условиям развития;
  • Социальная педагогика – научное педагогическое знание, исследующее образовательную и воспитательную деятельность в рамках внешкольного формата образования детей и взрослых. Сюда относится педагогическая деятельность различных кружков, спортивных секций, клубов, организующих дополнительное образование в целях реализации потребностей, интересов, творческих способностей граждан, а также повышения их культурного и физического развития;
  • Исправительно-трудовая педагогика – исследует закономерности и пути перевоспитания, социального оздоровления и социальной адаптации граждан, пребывающих в исправительных колониях в результате совершения преступлений;
  • Сравнительная педагогика – научное педагогическое знание, занимающиеся сравнительным анализом становления, развития и функционирования педагогики в разных странах мира, отысканием общих и противоположных черт, перенятием полезного педагогического опыта;
  • Лечебная педагогика – исследует организацию учебно-воспитательного процесса, направленного на оздоровление больных, недомогающих граждан.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :