Дефектология как отрасль педагогики


Дефектология как отрасль педагогики

Сущность дефектологии как самостоятельной отрасли педагогики

Определение 1

Дефектология является разделом педагогики, занимающимся исследованием развития личности, имеющей отклонения в развитии и разработкой организации учебно-воспитательного процесса для лиц с ограниченными возможностями.

Как правило, дефекты в развитии носят психический или физиологический характер. Дефектология именуется также коррекционной педагогикой или специальной педагогикой. Выделение науки в самостоятельную отрасль педагогики произошло лишь в 20-м веке. До этого времени отношение к лицам, с нарушениями в развитии было неоднозначным. Только на рубеже 19-го-начала 20-го веков была осознанна необходимость обучения и воспитания граждан с отклонениями, их общественное признание и адаптация.

Предметом исследования дефектологии являются дети, имеющие различные дефекты в развитии и рассмотрение проблем их социализации, обучения и воспитания. Разрешение проблемы обучения и создания условий для нормального развития детей с отклонениями несет важную общественную значимость. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изгоями общества, поэтому необходимо развивать их навыки самостоятельной жизни и деятельности и играть полезную для общества функциональную роль. Различные дефекты не должны препятствовать адаптации граждан к социальной среде, усвоения социальных норм поведения и приобщению к общественной сфере. В обеспечении этих условий и состоит важнейшая педагогическая задача.

Проводя исследования и мониторинг развития людей с психофизическими нарушениями, дефектологи приходят к пониманию закономерностей развития дефективных личностей и разрабатывают специально для них особую систему воспитания и обучения. Созданные программы обучения детей с отклонениями в развитии ориентированы на формирование познавательной активности и развития стремления к учебной деятельности и развитию в рамках специфического учебно-воспитательного процесса.

Нарушения в развитии имеют разный характер и степень. От этого зависит выбор конкретных методов и средств обучения, а также эффективность осуществления учебно-воспитательных мероприятий. Личность детей с отклонениями формируется и развивается нестандартным путем и характеризуется своеобразием форм развития. Причем, этот процесс является сугубо индивидуальным и, как правило, не имеет каких-то стандартных черт.

Дефектологическая отрасль педагогики занимается вопросами специальной дидактики т.е. изучает теорию образования и обучения детей с дефектами в развитии. Организация учебного процесса осуществляется по персональной программе конкретного направления дефектологического учебного заведения. Важное значение имеет создание атмосферы в учебном учреждении и условий, максимально отвечающих специфике развития детей с теми или иными отклонениями и проведения коррекционной работы.

В обычных школах проводится специальная диагностика детей, по различным критериям, с целью выявления индивидов с наличием каких-либо отклонений и определения их степени.

Учебно-воспитательный процесс дефективных детей должен носить развивающий характер, брать во внимание возрастные особенности развития и период появления и проявления дефекта. Обучение играет первостепенную роль в обеспечении нормального развития ребенка с нарушениями в развитии. Если с такими детьми не заниматься и не развивать их, то дефект может усугубиться, а умственные способности ребенка так и останутся неразвитыми. Поэтому дефектология является важнейшим направлением педагогической науки. Организованная система обучения детей с отклонениями способствует их развитию и созданию полноценных членов общества.

Основные разделы дефектологии и их характеристика

В дефектологии или коррекционной педагогике выделяют перечень самостоятельных разделов. Основными разделами этой науки являются:

  • Сурдопедагогика.
  • Тифлопедагогика.
  • Олигофренопедагогика.
  • Логопедия.
  • Специальная психология.

Сурдопедагогика – раздел дефектологии, занимающийся исследованием развития детей с нарушениями слуха и организацией процесса их обучения и воспитания. Нарушение слуха имеет важное функциональное значение для работы других органов человека. Оно приводит к нарушениям речи и торможению психологических процессов, что оказывает отрицательное воздействие на познавательную деятельность.

Сурдопедагогика прошла длительный этап становления и развития. Еще в древнем мире проводились первые исследования в области слуховых нарушений и предпринимались попытки их устранения.

Основными задачами сурдопедагогики являются:

  1. Исследования лиц с нарушениями слуховых функций и закономерностей их развития, образовательных и познавательных возможностей;
  2. Разработка системы специального образования с учетом индивидуальных особенностей граждан со слуховыми нарушениями;
  3. Создание программ обучения и методик для лиц с нарушениями слуха;
  4. Проведение коррекционных мероприятий по устранению слуховых недостатков;
  5. Совершенствование организации системы дефектологической работы;
  6. Взаимодействие с педагогикой и другими науками.

Тифлопедагогика – раздел дефектологии, занимающийся исследованием развития детей с нарушениями зрения и организацией процесса их обучения и воспитания. Нарушение зрения приводит к особенностям поведения, коммуникативной специфики и психофизического развития. Тифлопедагогика занимается разработкой коррекционных программ для восстановления зрительных функций, исследует особенности развития личности с нарушениями зрительных функций и разрабатывает методики их обучения и обеспечения социальной адаптации, разрабатывает учебные программы для граждан со зрительными дефектами и специальные технологии для развития их интеллектуальных способностей.

Олигофренопедагогика – раздел дефектологии, занимающийся исследованием развития умственно отсталых детей и организацией процесса их обучения и воспитания. Умственная отсталость является качественной характеристикой развития интеллекта дефективного ребенка, характеризующая снижения темпов его умственного развития.

Предметом олигофренопедагогики являются дети с различными типами умственной отсталости. Их необходимо развивать и обучать, для того, чтобы активизировать работу мозга и окончательно не затормозить их интеллектуальные функции.

Логопедия – раздел дефектологии, занимающийся исследованием развития детей с нарушениями речи и организацией процесса их обучения и воспитания. Этот раздел дефектологии опирается на теоретические и практические концепции неврологии, психологии, нейропсихологии, нейролингвистики и педагогики. Благодаря применению данных этих наук, логопедия может разработать научное обоснование механизмов речевых дефектов и выработать приемы и методы их коррекции и развития личности с этими нарушениями.

Специальная психология – раздел дефектологии, занимающийся исследованием развития детей с психологическими отклонениями и организацией процесса их обучения и воспитания. Раздел науки занимается исследованием общих и особых закономерностей психофизического развития лиц с дефектами развития, разрабатывает методы коррекционного и профилактического воздействия и социальной реабилитации, способствует адаптации граждан с отклонениями в общественной среде.

На современном этапе развития дефектологии происходит выделение новых отраслей науки. Например, тифлосурдопедагогика – исследующая нарушения зрения и слуха.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :