Трудовое воспитание представляет собой педагогическую деятельность по привлечению учащихся или воспитанников к определенным образом организованной работе, направленной на получение трудовых умений и навыков и развитие творческих способностей и трудолюбия.
Трудовое воспитание нацелено на привитие у личности нормального, здорового отношения к любому виду трудовой деятельности, осознанного желания трудиться и совершенствовать свои способности. В процессе воспитательной деятельности происходит передача профессионального опыта и обмен теоретическими и практическими знаниями в этой сфере.
Трудовое воспитание является важным элементом воспитательного процесса и включает в свой состав трудовые действия, производственные отношения, орудия труда и варианты их применения. В результате, ребенок проходит подготовку к будущей жизни и работе, к участию в общественно значимых трудовых отношениях и формируется как личность со своими потребностями и стремлениями.
Труд развивает человека и способствует становлению личности. В процессе трудового воспитания образуются основные нравственные свойства личности, необходимые для успешной трудовой деятельности. Любовь к труду не является врожденным качеством. Оно прививается в процессе воспитательной деятельности. Важно воспитывать трудолюбие с раннего детства. Это способствует духовному и физическому развитию ребенка.
Трудовое воспитание можно рассматривать как отдельную систему, имеющую свои цели, задачи. Основной целью трудового воспитания является вовлечение подрастающего поколения в трудовую деятельность, что необходимо для их нормального развития. Для эффективного достижения цели, ставится множество задач, которые отличаются при применении на разных этапах воспитательного процесса и к разной возрастной категории воспитанников.
Рисунок 1. Задачи трудового воспитания
Все существующие задачи трудового воспитания можно подразделить на три группы:
Рисунок 2. Задачи трудового воспитания
Направление и содержание трудового воспитания меняется с течением времени. Происходят коренные преобразования в экономической и социальной сферах, которые влекут изменения в воспитательном процессе. Внедряются новые методики и подходы в трудовом воспитании. В этой связи и задачи претерпевают изменения. Важную роль в воспитательном процессе и реализации основных задач воспитания играют образовательные и воспитательные заведения.
Трудовое воспитание должно начинаться с раннего возраста. Начальным этапом воспитательной деятельности является развитие трудовых навыков и стремлений в семье. Здесь оно имеет скорее форму игры. Дети копируют поведение своих родителей и стремятся делать идентичные действия. Труд для них является увлекательным и неизведанным процессом. В это время следует акцентировать внимание на желании ребенка выполнять какую-то работу, поощрять его интерес и мотивировать к трудовой деятельности. Можно с ранних лет сформировать положительное отношение к труду и развить основные умения ребенка.
Очень важно, чтобы ребенок не только осознал «что такое труд», его значимость и ценность, но и выработал к чужому труду бережное и уважительное отношение.
Основная роль в дошкольном трудовом воспитании отведена родителям и педагогам. Педагоги должны обеспечить участие детей в трудовой деятельности, отвечающей их возрастным способностям. Так, ребенок сможет проявить свои умения и таланты и почувствовать себя важным элементом взрослого мира. Трудовой процесс в детском саду или ином дошкольном учреждении способствует развитию навыков коллективной работы и оказанию помощи друг другу.
Трудовое воспитание дошкольников направлено на решение следующих основных задач:
Участие в трудовой деятельности благотворно влияет на развитие детей. Они приобретают дополнительные знания, умения и навыки. Правильное отношение к труду является залогом дальнейшего успешного развития и становления личности, а также приобщения к социуму.
Школьный этап трудового воспитания играет важную роль в воспитании юной личности. Школьный труд является необходимым и значимым средством для формирования нравственных ценностей и принципов и основных свойств личности.
Трудовое воспитание в школе нацелено на развитие у школьников естественного стремления стать частью трудового процесса и желания трудиться, а также заинтересованности в эффективности результатов труда. Потребность в труде носит как физический, так и интеллектуальный характер. В рамках школы, воспитание трудовых навыков носит уже осознанный характер. Дети готовятся к выбору будущей профессии и изучают основы функционирования техники и технологий и способы организации производства.
Трудовое воспитание в школе ориентировано на решение следующих основных задач: