Задачи воспитания


Задачи воспитания

Определение 1

Воспитание представляет собой процесс передачи накопленных знаний и навыков, норм и принципов поведения следующему поколению. Воспитание это воздействие на индивида для достижения конкретных целей. Оно осуществляется обществом и его институтами для выработки определенных знаний, умений, взглядов, убеждений, моральных и нравственных ценностей, политической идеологии, адаптации к общественной жизни.

Воспитание относится к важнейшим педагогическим процессам. С этого ракурса, процесс воспитания представляет особым образом разработанное и целенаправленное воздействие педагогов на воспитанника, для выработки у него конкретных качеств и модели поведения. Воспитание проводится в учебно-воспитательных организациях и распространяется на весь образовательный процесс.

Процесс воспитания ориентирован на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитания представлено в виде системного процесса, который имеет составные элементы и их взаимодействие направлено на решение, поставленных целей и задач воспитания.

В современном обществе, традиционные задачи воспитания подвергаются критике. Тенденции социально-экономического развития предопределяют пересмотр задач воспитания.

Система воспитания пассивна и неохотно избавляется от традиционных методик. Но модернизация образовательных и воспитательных задач необходима.

При рассмотрении воспитания как системы, выделяют следующие его основные элементы:

  1. Умственное воспитание;
  2. Физическое воспитание;
  3. Трудовое воспитание;
  4. Нравственное воспитание;
  5. Эмоциональное воспитание.

Каждый элемент системы имеет свои конкретные цели и задачи.

Задачи воспитания

Рисунок 1. Задачи воспитания

Задачи умственного воспитания

Замечание 1

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, познавательных навыков, склонностей и талантов личности.

Интеллектуальное воспитание осуществляется в учебных заведениях и способствует умственному, нравственному, чувственному и физическому становлению личности, раскрытию ее потенциальных возможностей.

Основной задачей интеллектуального воспитания является передача обучающимся основных научных знаний. Школе отводится определяющая роль для формирования основ мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов личности на окружающую действительность, общественные и личностные ценности, смысл жизни. Оно представляет собой глубинное понимание естественных и общественных процессов, образует умение объяснить действие этих процессов, установить и выразить свою отношение к ним.

Знания должны усваиваться осознанно, чтобы включалась работа логических мыслительных процессов, памяти, внимания, фантазия, развивались умственные способности в целом.

Основными задачами интеллектуального воспитания являются:

  • Изучение определенного количества научного материала;
  • Формирование мировоззрения;
  • Развитие интеллектуальных навыков, способностей и талантов;
  • Становление познавательных интересов;
  • Развитие личностного потенциала;
  • Формирование инициативности познания;
  • Развитие интереса к постоянному пополнению своего багажа знаний, расширению кругозора;
  • Ознакомление учеников с методами познания окружающего мира.

Претворение в жизнь задач интеллектуального воспитания происходит с учетом личных и общественных потребностей, с опорой на идеи гуманизма и закономерности умственного и физического становления личности и ее возрастные способности.

Задачи физического воспитания

Основы физического воспитания присутствуют во всех мировых воспитательных программах. Оно играет очень важную роль в современном мире. Физическое воспитание необходимо для формирования здоровой нации, которая определяет эффективность социально-экономического развития общества и научно-технический прогресс.

Физическое воспитание ориентировано на выработку у молодых людей качеств, требующихся для успешной умственной и профессиональной деятельности.

К основным задачам физического воспитания относятся:

  • Правильное физическое развитие и повышение крепости и стойкости здоровья;
  • Усиление умственной и физической выносливости;
  • Развитие и совершенствование естественных моторных свойств организма;
  • Изучение новых видов передвижений;
  • Развитие силовых качеств, ловкости, стойкости, закалки;
  • Ознакомление с правилами гигиены и привитие гигиенических навыков;
  • Развитие заинтересованности в следовании здоровому образу жизни;
  • Воспитание смелости, упорности, уверенности, отважности, дисциплинированности, ответственности;
  • Воспитание интереса и необходимости в регулярных занятиях спортом.

Задачи трудового воспитания

Трудовое воспитание касается тех сторон воспитательного процесса трудовые действия, формируются производственные отношения, человек знакомиться с орудиями труда и их применением на практике. Труд используется как основной фактор становления личности и исследования окружающего мира.

Современные реалии требуют преобразования задач трудового воспитания. Труд в образовательных и воспитательных учреждениях должен представлять собой целенаправленную, осознанную и разнородную деятельность, ориентированную на развитие личности и учитывающую специфические характеристики воспитанников.

Сейчас, получили широкое применение технологии трудового воспитания и образования. Внедряются новые методики трудового обучения и совершенствуется учебные материалы.

Задачи чувственного воспитания

Чувственное или эстетическое воспитание направлено на привитие эстетических идеалов, тяге к прекрасному, развитие вкусовых качеств. Задачи данного вида воспитания делятся на две группы: получение теоретических знаний и развитие практических навыков.

Первая группа направлена на приобщения к основным эстетическим ценностям. Основными задачами воспитания в этом случае будут:

  • Формирование эстетических знаний;
  • Приобщение к культурным ценностям;
  • Формирование эстетических взглядов и отношений к действительности;
  • Развитие эстетических чувств и стремлений к прекрасному;
  • Образование собственного эстетического идеала;
  • Построение своей жизни и деятельности по законам красоты и культурным принципам.

Вторая группа задач ориентирована на активную эстетическую работу. Воспитанники интенсивно приобщаются к работе по созданию чего-то прекрасного собственноручно: пение, танцы, рисование, поделки. Это способствует развитию способностей и талантов воспитанников.

Замечание 2

Чувственное воспитание занимает в современных школах незначительное место. Поэтому, важным направлением модернизации является укрепление его позиций в учебно-воспитательном процессе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :