Социальное воспитание представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие личности, разработку условий для ее социализации, на основании применения социальных приемов, методов и воздействий.
Благодаря социальному воспитанию происходит закрепление в сознании личности необходимых для общества норм, правил, принципов и образцов поведения. Социальное воспитание способствует духовному и нравственному становлению личности.
Социальное воспитание позволяет найти баланс общественного развития личности, осознания себя частью социума, способности взаимодействовать с ним и уметь противостоять ему.
Воспитательный процесс происходит в семье, в воспитательных и образовательных заведениях, в сфере неформального общения.
Социальное воспитание представляет собой сложную и многогранную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных частей, целей, задач, методов и приемов их достижения. Субъектами воспитательного процесса считаются воспитательные учреждения и органы координирования социального воспитания.
Главной целью социального воспитания является социализация человека, представляющая собой процесс получения индивидом социального опыта, участия в социальных взаимоотношениях и воспроизведение человеком этих отношений. Процесс социализации зависит от социальных, психологических, педагогических факторов. Процесс воспитания предполагает применения целенаправленных общественных воздействий и работы социальных организаций на формирование личности. На становление личности оказывает влияние окружающая среда. У человека происходит выработка отношения к ней, принятие социальных норм и ценностей, постепенно осуществляется формирования самовоспитания и самоконтроль, вырабатывается чувство ответственности за свои поступки.
Особую роль в социальном воспитании играет институт семьи. Здесь происходит самый первый и основной этап социализации. Далее, семья продолжает играть важную роль в воспитательном процессе, способствуя достижению его основных задач. В семье происходит практическое воплощение, имеющихся задатков и талантов человека. Она относится к главным воспитательным учреждениям, где происходит социальное формирование и саморазвитие личности, посредством оригинальных приемов и способов воздействия.
Социальное воспитание производится в разнообразных микросферах, где идет становление личности. Важно учитывать возрастные особенности и специфические черты личности. От этого зависит продуктивность воспитательного процесса.
Система социального воспитания постоянным и педагогически сконструированным процессом, учитывающим особые условия развития личности и ее психологических характеристик на разных этапах воспитательного процесса, в разных микросредах и с участием различных субъектов воспитательного процесса.
Достижение основной цели социального воспитания достигается путем постановки воспитательных задач. Выделяют следующие задачи:
Чтобы реализовать, имеющиеся у ребенка задатки необходимо обеспечить здоровые семейные отношения. Их невозможно заменить никакими иными учреждениями воспитания и социальными институтами. Они могут только оказывать помощь и поддержку семье. Именно поддержка относится к основным понятиям социальной педагогики. Она базируется на гуманистических принципах. Процесс социализации может быть затруднен, в связи с умственными и физическими недостатками воспитанников. Им требуется особая помощь в социализации и применение специфических приемов для достижения задач социального воспитания.
Достижение задач социального воспитания становится возможным при следовании следующим основным условиям проведения воспитательного процесса:
Авторитарный режим подавляет личность и не дает ребенку почувствовать свою значимость. Поощрение любых действий демонстрирует наплевательское отношение к ребенку и активизируют его неуправляемость.
Совокупность этих условий и следование им обеспечивает правильное социальное становление личности, которая будет способна стать частью социума, принимать активное участие в общественных отношениях, проявлять инициативу и осознавать свою ответственность за действия, поступки и принятые решения.