Задачи профессионального воспитания


Задачи профессионального воспитания

Специфика содержания профессионального воспитания

Профессиональное развитие личности является сложным, многогранным, системным процессом. Выбор будущей профессии влияет на активность личности в учебном процессе, образование личностной модели самостоятельного достижения профессиональных высот, развитие профессиональных умений и мастерства.

Воспитательный процесс профессиональных специалистов начинается с профессиональной ориентации – проведение мероприятий, ориентированных на помощь молодежи в выборе будущей профессии, становлении специалистом в определенной сфере.

В современных реалиях социально-экономического развития, возникает потребность в создании оптимальных условия для проведения эффективного воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Профессиональное воспитание должно отвечать реальным социальным, экономическим, политическим, культурным условиям развития общества.

Замечание 1

Профессиональное воспитание способствует становлению профессионала, наделенного основными культурными, гуманистическими, нравственными и духовными свойствами. Оно нацелено на становление личности молодого специалиста, обладающего необходимым набором профессиональных качеств.

Профессиональное развитие личности заключается в формировании профессиональных ориентиров, осведомленности и подготовленности к профессиональной деятельности, развитии важных социальных и профессиональных личностных свойств и их интеграции, непрерывном развитии и совершенствовании своих профессиональных навыков, нахождении правильных способов для качественной и творческой реализации своей деятельности с учетом специфических особенностей личности.

Благодаря профессиональному воспитанию происходит прогрессивное развитие личности, ее саморазвитие, самосовершенствование. Основой профессионального воспитания является желание человека и его стремление к развитию, познанию и поиск способов удовлетворения этой потребности.

Профессиональное воспитание состоит из двух основных элементов:

  • Инвариативная составляющая – воспитательные задачи и соответствующие им виды воспитательной деятельности;
  • Вариативная составляющая – включает особенности подготовки профессиональных кадров, опыт воспитательной работы и традиционные специфические приемы воспитания, а также специфику внешней среды, этап ее развития и особые характеристики педагогов и студентов.

Профессиональное воспитание является одной из функций трудовой и общественной сферы жизнедеятельности, а также основной функцией высшего учебного учреждения.

Каждая личность стремится к достижению профессиональных высот. Это предполагает прохождения пяти этапов профессионального воспитания:

  1. Оптация – сознательный выбор специальности с учетом своих желаний и особенностей.
  2. Профессиональная подготовка – профессиональное ориентирование и формирование системы профессиональных знаний и навыков, приобретение опыта разрешения профессиональных задач и достижения целей.
  3. Профессиональное приспособление – профессиональное самоопределение, знакомство и привыкание к новой социальной роли и ее функциями, развитие профессионального мастерства. Это сложный период, который протекает достаточно длительное время и требует преодоления ряда трудностей.
  4. Профессионализация – грамотное и умелое выполнение профессиональной работы, образование профессионального отношения и идеологии, слияние профессиональных и личных значимых свойств в устойчивые профессиональные образования.
  5. Профессиональное искусство – практическая реализация профессиональных навыков с применением креативного подхода на базе интегральных психологических конструкций.

Основные задачи профессионального воспитания и принципы их реализации

Для определения своей будущей профессиональной деятельности, человеку необходимо иметь свои жизненные цели и ценностные ориентиры и определиться что он желает от своей профессии, что ему необходимо делать для своей профессиональной деятельности и ее продуктивности и определить способы реализации своих личностных качеств и интересов.

К основным воспитательным задачам высших учебных заведений относятся:

  • Формирование заинтересованности в выборе будущей профессии, стремлении сделать рациональный и осознанный выбор;
  • Развитие первоначальных знаний о будущей профессиональной работе;
  • Развитие мотивации и стимулирование к будущей профессиональной деятельности;
  • Формирование профессионально-личностной концепции личности.

Чтобы задачи профессионального воспитания были эффективно реализованы на практике, требуется, чтобы образовательный процесс базировался на личностно ориентированной педагогике. Свои профессиональные навыки, педагоги могут воплотить только при наличии определенных личностных качеств. Развитие личности педагога, его квалификация и творческий подход становятся социально значимыми и необходимым условием формирования производственных, предпринимательских, экономических и общественных отношений.

Применяя свои знания, навыки и умения, педагоги оказывают воздействие на самосознание конкретной личности, группы людей, нации, общества и всего человеческого рода. Это очень непростая работа, которую может выполнить только зрелый квалифицированный специалист, имеющий практический опыт работы и готовый к разрешению, имеющихся социальных задач.

Профессиональное воспитание базируется на пяти основных принципах. Следование им является гарантией результативности воспитательного процесса. Вот эти принципы:

  1. Творческое саморазвитие личности – заключается в саморазвитии, происходящем за счет постоянного самосовершенствования, углубления своих знаний и навыков, обмене собственным опытом и умениями, содействие чувственных, рациональных и эвристических личностных сфер.
  2. Самопознание – направлено на рефлексивное мышление, принятие своих сильных и слабых сторон, развития умения анализировать причины своих успехов и неудач.
  3. Преимущество практики – заключается в изучении теории, которую необходимо воплотить на практике, способности реализовывать свои идеи, обязательно проверять теоретические доводы практическим воплощением.
  4. Сотрудничество и взаимодействие педагога и студента – совместная деятельность на основе взаимного уважения, доверия, терпимости, демократичности.
  5. Опора на историческое наследие – заключается в ознакомлении с опытом социальной работы прошлых поколений и применение некоторых принципов, мониторинге эффективности профессионального воспитания на том или ином этапе исторического развития и его адаптация к современным условиям.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :