Первостепенной целью воспитательного процесса является обеспечение условий для полноценного и гармоничного становления личности. Эффективность этого процесса зависит от множества показателей:
Работа педагога очень важна и незаменима. Его деятельность оказывает прямое воздействие на сложный и многогранный процесс становления личности ребенка. Любые ошибки в работе педагога скажутся на будущем развитии уже взрослого человека.
Успех работы педагога определяется его личными свойствами, багажом знаний, навыков, способности применять креативный подход в воспитательном процессе, не следовать только шаблонным методам взаимодействия с детьми. Огромное влияние на развитие ребенка оказывает именно личность педагога, а не его техника ведения педагогического процесса.
Важное значение имеет любовь к своей профессии и особенно к детям. Именно любовь педагога к детям делает его работу более продуктивной и ориентированной на достижение всех поставленных целей и задач воспитательного процесса.
Профессия педагога требует осознанного выбора и понимания своей значимости и ответственности. Педагог должен быть разносторонне развитой, духовно обогащенной и наделенной жизненной мудростью личностью. Современные тенденции развития общества, требуют непрерывного развития и совершенствования знаний, умений и педагогического мастерства. При этом педагог должен развиваться не только в направлении своей специальности, но и владеть текущими изменениями в мире культуры, искусства, экономики и политики.
Педагог должен личным примером способствовать воспитанию основных нравственных свойств ребенка, интеллектуальных способностей, уважительного отношения к труду и почитания основных качеств личности: доброты, щедрости, ответственности, взаимоуважения, терпимости, милосердия.
Педагогика указывает, что воспитание является главным фактором передачи имеющегося опыта человеческой жизнедеятельности. Это обусловлено тем, что воспитание является системным процессом, причем специально организованным для воздействия на личность и ее развитие. В этом случае, решающая роль отводится мастерству педагога.
Первостепенное значение в развитии личности играет социальная сфера. От уровня развития производительных сил и производственных отношений зависит формирование мировоззрения людей, их взглядов и идей, а также основных норм и ценностей.
Воспитательные процессы очень важны и необходимы. На биологическом уровне, людям закладываются только задатки тех или иных навыков, способностей, талантов, развить которые представляется возможным только в процессе воспитания. Задатки могут быть воплощены в жизнь только при непрерывном взаимодействии личности с окружающей средой и социумом. Это взаимодействие развивается и совершенствуется в течение всей жизни, посредством активного участия педагогов в воспитании.
Основное назначение педагога – это обеспечение развития ребенка, сохранение его индивидуальных качеств и раскрытие творческих способностей.
Постановка задач педагогической деятельности имеет важное теоретическое и практическое значение. Их решение обуславливает эффективность воспитательного процесса. К основным задачам педагогов в воспитательной деятельности относят:
Основная педагогическая задача состоит в такой организации образовательной и воспитательной деятельности, обеспечивающей усвоение основных образовательных дисциплин и способствовал формированию социально-ориентированной мотивации, развитие творческого потенциала, чувства ответственности за выполнения заданий и поручений.
Что касается, задач педагога в воспитании детей раннего дошкольного возраста, то здесь основным направлением работы является организация игровой активности. Игра – это основной вид детской деятельности. Воспитательное значение игры зависит от профессиональных навыков педагога, его творческого потенциала, знания им психологических особенностей развития детей того или иного возраста, способности взаимодействия с детьми и организации игровой деятельности.
Педагогическая деятельность организуется посредством применения специальных средств. К ним относятся:
Большое значение в воспитательном процессе отводится и проектной деятельности. Это способствует участию каждого ребенка в воспитательном процессе. Это требует высокой квалификации педагогов и привлечения дополнительных специалистов.