Патриотизм или любовь к Родине является основным параметром, способствующим объединению людей, граждан страны для противостояния трудностям и внешним негативным факторам. Патриотизм направлен на служение своему государству и его защиту.
Патриотизм является сложной и разносторонней категорией. Он относится к основным общественным ценностям и соединяет в себе социальные, культурные, нравственные, политические и исторические элементы. Патриотизм выступает основным фактором, способствующим самосохранению нации. Патриотизм объединяет народ для защиты своей культуры и исторической самобытности. Обеспечение национальной безопасности страны предопределяет необходимость патриотического воспитания.
Воспитание патриотов – важное направление социального и культурного развития граждан, а также значимый раздел воспитательного процесса. Привитие таких качеств как любовь к родной стране и ее гражданам, чувство национальной гордости, достоинства и гражданского долга является важнейшим направлением современного воспитания.
Воспитание патриотизма должно быть организовано и скоординировано как на уровне страны, так и отдельной образовательной структуры.
Организация патриотического воспитания школьников обеспечивает духовное развитие общества, возрождение социальной значимости общества для будущих поколений, возрождение монументальности Родины.
Патриотическое воспитание нацелено на развитие патриотизма, поддержание культурного развития и сохранение исторически сложившихся ценностей общества. Оно должно научить молодое поколение любить и ценить свою страну, гордиться ее достижениями. В результате, гражданин должен направить все свои силы и умения на служение Отечеству, достижение его основных целей и защиту его интересов. Кроме того, каждый гражданин страны должен представлять собой высококультурную личность, всесторонне развитую, умеющую сопереживать судьбе своей страны.
Опорой патриотического воспитания служат национальные обычаи и традиции и все культурные, духовные, социальные достижения общества, полученные в процессе его исторического развития.
Главная цель воспитания патриотизма достигается путем реализации основных задач патриотического воспитания. К ним относятся:
Исходя из поставленной цели и задач патриотического воспитания, разрабатывается концепция его построения, включающая конкретную последовательность действий, необходимую для формирования гражданской позиции воспитанника. Воспитательный процесс состоит из трех основных блоков:
Эти три ступени включают основные направления патриотического воспитания и необходимы для решения задач воспитания. В результате прохождения этих шагов, у воспитанников складывается основные ценности, нормы и правила поведения и формируется свое мировоззрение.
Чтобы достичь, поставленных воспитательных целей и задач, необходимо тщательно организовать воспитательный процесс, для чего требуются настоящие профессионалы. Привитие патриотических качеств личности – сложный и длительный процесс. Он требует терпения и особых навыков. Поэтому для этого нужны квалифицированные специалисты, имеющие опыт воспитательной работы с разными категориями граждан и способные применять нестандартный подход к процессу воспитания.
Педагогам следует регулярно совершенствовать свои навыки и повышать уровень профессионализма. Для этого требуется расширять свой багаж знаний и умений, изучать новые методики обучения и пытаться эффективно применять их на практике.
Немаловажную роль играет личный пример педагога. Если информацию преподносит человек, который сам питает любовь к Родине, имеет желание ее защитить и действует в ее интересах, то воспитанники лучше прислушиваются и усваивают материал. Свой пример часто бывает очень заразительным и мотивирующим к действию. Если ежедневно наблюдать аккуратное отношение к своей стране и сопричастность ее нормальному функционированию, то усвоение и привитие патриотических качеств происходит само собой. Педагог должен не воздействовать на воспитанника, а взаимодействовать и сотрудничать с ним, что воспитать настоящего патриота.