Музыкальное воспитание является важным фактором нравственного развития личности. Оно обеспечивает формирования духовных потребностей и художественного вкуса у воспитанников. Музыкальное воспитание способствует формированию эмоциональных свойств личности, развивает интеллектуальные способности, прививает любовь к прекрасному, искусству, культуре и жизни.
Музыкальное развитие способствует нравственному становлению и определяет культурное развитие ребенка. Эффективное музыкальное воспитание благотворно влияет на мыслительную систему ребенка, осознания ценности искусства, наслаждения им и почитания культурного наследия. Соприкасаясь с миром музыки, дети получают общее развитие и приобщаются к основным духовным ценностям.
Музыка относится к воспитательным средствам только в том случае, если она принимается ребенком сознательно. Музыкальное воспитание ориентировано на ознакомление воспитанников с высокохудожественными музыкальными образцами различных культур и музыкой своего народа. Музыкальное воспитание сочетает в себе различные виды деятельности.
Благодаря музыке происходит воздействие на настроение ребенка, становление его черт характера и общее самочувствие. Музыка содержит определенную энергетику, которой подпитывает слушающих. При правильной постановке целей и задач музыкального воспитания, она окажет эффективное воздействие на становление духовно-нравственной личности.
Музыку применяют в воспитательном процессе, чтобы помочь формированию эстетических сторон личности и ее основных предпочтений. Музыкальное воспитания необходимо начинать с самого раннего возраста. Существуют воспитательные методики, согласно которым следует включать классическую музыку новорожденным детям. Уже тогда музыка способна оказать воздействие на развитие ребенка. В дошкольных учреждениях воспитания, дети знакомятся с народными песнями и мелодиями. Это способствует формированию определенного музыкального вкуса к школьному возрасту. Музыка является хорошим способом самовыражения на разных этапах личностного развития.
Музыкальное воспитание осуществляется дошкольными и школьными воспитательными заведениями, но на этом не заканчивается. Учреждения дают толчок для последующего самостоятельного музыкального развития. Дети слушают музыку дома, знакомятся с новыми музыкальными направлениями и жанрами.
Чтобы музыкальное воспитание давало продуктивный результат, необходимо четко ставить и следовать воспитательным задачам.
Основными задачами музыкального воспитания являются:
Чтобы добиться эффективного практического воплощения, поставленных задач, необходимо соблюдать некоторые условия:
В образовательных и воспитательных заведениях происходит закладка фундамента музыкального воспитания, которое затем продолжается путем просмотра СМИ, телевиденья, интернета, походов на концерты, посещение дополнительных творческих кружков.
Рисунок 1. Задачи музыкального воспитания
Музыка оказывает влияние на нашу жизнь ежедневно. Каждое музыкальное произведение воздействует на психическое и эмоциональное состояние личности либо положительно, либо отрицательно, либо нейтрально. Положительное воздействие способствует развитию умственной и познавательной работы мозга. В воспитании необходимо давать представление о способах применения музыкальных композиций для их продуктивного влияния на духовное развитие. Песня помогает вдохновить, придает сил, но может и оказать обратное воздействие.
Музыкальное воспитание не должно основываться только на изучении нот, ритмов, музыкальных терминов и прочей теоретической информации. Важно, дать ребенку объяснение того, как песня может повлиять на жизнь. Эффективным, в этом случае, будет личный пример, убедительные примеры из жизни.
Музыкальному воспитанию требуется уделять пристальное внимание, поскольку оно способствует развитию в остальных сферах жизни, развивает память и формирует эстетический вкус.