Задачи воспитания студентов


Задачи воспитания студентов

Профессиональная воспитательная работа с будущими специалистами

Главной целью воспитательного процесса в высших учебных заведениях является становление и развитие личности специалиста, наделенного основными профессиональными качествами, нравственными ценностями, современными научными взглядами и готового к профессиональной и интеллектуальной работе, способного применять творческий подход.

Ориентация профессиональной работы обусловлена гуманистическими целями воспитательной работы вуза, основными направлениями государственных программ и потребностями самих обучающихся.

Воспитание относится к системным процессам, направленным на создание благоприятной атмосферы для личностного становления. Для реализации и развития талантов и способностей студентов применяются комплексные мероприятия, включающие методы, формы и приемы воспитательной работы, выбранные на основе поставленных целей и задач воспитания.

Замечание 1

Воспитательная работа в высшем учебном заведении направлена на формирование у студентов мировоззрения, освоение основных норм и принципов поведения в социуме, развитие духовных, эстетических, гражданских, социальных свойств личности и способности их применения в общественной жизни.

Процессы воспитания организуются посредством правильно выстроенной системы взаимосвязей и сотрудничества между педагогами и студентами. Важное значение имеет стремление обоих сторон к тесному и плодотворному сотрудничеству. Большим плюсом воспитательного процесса является наличие в штате педагогов психологов, которые осуществляют решение различных социальных проблем и конфликтов, организуют досуг обучающихся и проводят различные тренинги.

Воспитательная работа вузов должна сопровождаться созданием социологической службы, которая будет заниматься разрешением проблем социального взаимодействия и оказанием социально – педагогической поддержки педагогов и студентов.

Для того, чтобы процесс воспитания студентов давал положительные результаты, требуется наличие квалифицированного педагогического состава. Педагоги должны непрерывно развиваться и совершенствовать свои знания и навыки, осваивать новые направления воспитательной работы, применять нестандартные подходы. Важное место отводится развитию психолого-педагогических знаний, культуре и этике общения, развитию и совершенствованию навыков общения.

Подготовка будущего специалиста ориентирована на развитие у студентов потребности в учебном процессе и познавательной активности, привитие положительного отношения к труду и признание его ценности, а также развитие трудовой активности молодежи, развитие способности применять на практике теоретические научные знания. Важную роль играет развитие потребности в непрерывном процессе обучения, постоянном развитии и совершенствовании своих умений, самообразовании и самовоспитании.

Немаловажную роль играет и формирование творческой активности в изучении основ своей профессии и стремлении достичь профессиональных высот.

Цели и задачи воспитательного процесса в вузах

Приоритетной целью воспитательной работы является развитие гармоничной и всесторонне развитой личности. Эта цель принимает более конкретные формы, исходя из особенностей выбранной специальности, тенденций социально-экономического развития и возможностей организации воспитательного процесса в учебном заведении.

Для достижения цели воспитания, в вузах ставятся следующие задачи студенческого воспитания и развития:

  1. Становление и развитие основных профессиональных черт личности;
  2. Развитие гражданско-патриотической позиции, чувства долга и ответственности за свои действия перед обществом, стремление оказывать помощь и поддержку государству, заботиться о его благополучии;
  3. Развитие духовной личности, наделенной основными моральными принципами поведения и культурой социального поведения;
  4. Формирование уважения и ценности культурного наследия своей страны;
  5. Воспитания уважения к труду и развитие потребности в регулярной трудовой деятельности;
  6. Уважение и следование правилам общественного поведения, законодательных норм, уважение прав и свобод других людей и несение ответственности за их нарушение;
  7. Физическое воспитание, направленное на следование концепции здорового образа жизни и регулярной физической активности.
Замечание 2

Цели и задачи воспитания студентов реализуются на практике, посредством принятых вузом направлений воспитательной работы.

Основные направления воспитательной работы высших учебных заведений

В любом учебно-воспитательном учреждении, осуществляющим профессиональную подготовку граждан можно выделить шесть основных направлений работы:

  • Гражданско-патриотическое воспитание – направлено на формирование патриотических качеств личности, формирования гражданской позиции и почитании традиций и обычаев родного края.
  • Духовное и эстетическое воспитание – ориентировано на формирование нравственных качеств личности, ее основных духовных свойств и потребностей, привитие художественного вкуса и любви к прекрасному, уважение к культуре и искусству своей страны и мира, развитие чувства толерантности, терпимости, гуманистических качеств личности.
  • Трудовое и профессиональное воспитание – ориентировано на подготовку грамотного и квалифицированного специалиста, готового к профессиональной деятельности и несущего за нее ответственность. Здесь происходит развитие личностных свойств, отвечающих профессиональным требованиям, подготовка конкурентоспособных на рынке труда кадров, формирование потребности в совершенствовании своей квалификации.
  • Спортивно-оздоровительное или физическое воспитание – ориентировано на развитие полноценного и здорового гражданина, умеющего справляться с трудностями жизни. Важное значение на современном этапе играет развитие желания следовать концепции здорового образа жизни и развитие личностных качеств, способствующих продуктивной профессиональной работе. В вузах проводятся регулярные занятия физической культурой и различные спортивные мероприятия, нацеленные на развитие потребности в регулярных физических нагрузках и поддержании здорового развития организма.
  • Студенческое самоуправление – направлено на организацию студенческой жизни заведения, обеспечения разнообразной и увлекательной студенческой деятельности, с применением способностей и талантов студентов для ее организации. Это способствует проявлению инициативы студентов, развитию их творческих задатков, навыков самостоятельной работы.
  • Взаимодействие с родителями. Как правило, это направление реализуется в колледжах и техникумах, где обучаются еще несовершеннолетние дети. Родители включаются в общественную работу, информируются о успехах и неудачах учебной и творческой деятельности детей, проводятся даже психологические тренинги и семинары для родителей.

Направления воспитательной работы

Рисунок 1. Направления воспитательной работы



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :