Главной целью воспитательного процесса в высших учебных заведениях является становление и развитие личности специалиста, наделенного основными профессиональными качествами, нравственными ценностями, современными научными взглядами и готового к профессиональной и интеллектуальной работе, способного применять творческий подход.
Ориентация профессиональной работы обусловлена гуманистическими целями воспитательной работы вуза, основными направлениями государственных программ и потребностями самих обучающихся.
Воспитание относится к системным процессам, направленным на создание благоприятной атмосферы для личностного становления. Для реализации и развития талантов и способностей студентов применяются комплексные мероприятия, включающие методы, формы и приемы воспитательной работы, выбранные на основе поставленных целей и задач воспитания.
Воспитательная работа в высшем учебном заведении направлена на формирование у студентов мировоззрения, освоение основных норм и принципов поведения в социуме, развитие духовных, эстетических, гражданских, социальных свойств личности и способности их применения в общественной жизни.
Процессы воспитания организуются посредством правильно выстроенной системы взаимосвязей и сотрудничества между педагогами и студентами. Важное значение имеет стремление обоих сторон к тесному и плодотворному сотрудничеству. Большим плюсом воспитательного процесса является наличие в штате педагогов психологов, которые осуществляют решение различных социальных проблем и конфликтов, организуют досуг обучающихся и проводят различные тренинги.
Воспитательная работа вузов должна сопровождаться созданием социологической службы, которая будет заниматься разрешением проблем социального взаимодействия и оказанием социально – педагогической поддержки педагогов и студентов.
Для того, чтобы процесс воспитания студентов давал положительные результаты, требуется наличие квалифицированного педагогического состава. Педагоги должны непрерывно развиваться и совершенствовать свои знания и навыки, осваивать новые направления воспитательной работы, применять нестандартные подходы. Важное место отводится развитию психолого-педагогических знаний, культуре и этике общения, развитию и совершенствованию навыков общения.
Подготовка будущего специалиста ориентирована на развитие у студентов потребности в учебном процессе и познавательной активности, привитие положительного отношения к труду и признание его ценности, а также развитие трудовой активности молодежи, развитие способности применять на практике теоретические научные знания. Важную роль играет развитие потребности в непрерывном процессе обучения, постоянном развитии и совершенствовании своих умений, самообразовании и самовоспитании.
Немаловажную роль играет и формирование творческой активности в изучении основ своей профессии и стремлении достичь профессиональных высот.
Приоритетной целью воспитательной работы является развитие гармоничной и всесторонне развитой личности. Эта цель принимает более конкретные формы, исходя из особенностей выбранной специальности, тенденций социально-экономического развития и возможностей организации воспитательного процесса в учебном заведении.
Для достижения цели воспитания, в вузах ставятся следующие задачи студенческого воспитания и развития:
Цели и задачи воспитания студентов реализуются на практике, посредством принятых вузом направлений воспитательной работы.
В любом учебно-воспитательном учреждении, осуществляющим профессиональную подготовку граждан можно выделить шесть основных направлений работы:
Рисунок 1. Направления воспитательной работы