Воспитание детей раннего возраста охватывает период воспитания в семье и детском саду. Воспитывать ребенка нужно с самого его появления на свет. Это важно для дальнейшего нормального развития личности ребенка и его жизнедеятельности в социуме. В семье ребенок получает основные навыки развития, социального взаимодействия, происходит эмоциональное становление и развитие чувства вкуса и любви.
Далее происходит воспитание ребенка в специализированных учреждениях – яслях, детских садах. Здесь воспитательный процесс проходит в несколько этапов, обусловленных возрастной спецификой развития ребенка.
Этот этап воспитания начинается с трехлетнего возраста ребенка. Он охватывает небольшой временной промежуток – один-полтора года. Начинается он с того, что ребенок активно стремится к самостоятельности и дальнейшему познанию мира. Он уже освоил множество навыков, язык общения и взаимодействия с окружающими. В это время происходит определение детей в детские сады, которым отводится определяющая роль в дальнейшем воспитательном процессе.
Особо значимую роль играет приобщение ребенка к общению со сверстниками и развитие способностей взаимодействия и построения взаимоотношений с ними. Познание мира не уходит на второй план. Оно активно продолжается, путем упорства в достижении своих целей. В этот период развития ребенок проявляет свои чувства к окружающим: любовь к родным, привязанность к воспитателю, хорошее или плохое отношение к другим детям.
В процессе воспитание происходит постепенное усвоение основных правил поведения, происходит ознакомление с тем, что можно и что нельзя делать, как поступать в тех или иных ситуациях. Эстетические вкусы тоже потихоньку начинают формироваться. Дети восторгаются красотой окружающего мира и получают основные представления о прекрасном.
В этом возрасте делаются первые шаги к общению со сверстниками и взрослыми. Речь ребенка, состоящая из набора слов и словосочетаний начинает выстраиваться в сложные конструированные предложения. Этому способствует включение в воспитательный процесс интеллектуальных занятий. Обычно начинается приобщение к чтению, освоение письменных навыков, изучение счета.
Особое внимание на этом этапе воспитательного процесса уделяется физическому воспитанию и развитию. Двигательная активность детей этого возраста высока и требует постоянного проявления своих физических способностей, освоение новых умений и расхода энергии. Ребенок начинает проявлять заинтересованность в освоении новых движений и совершенствовании, имеющихся двигательных навыков. Регулярная физическая активность способствует укреплению здоровья и развитию всех сторон личности. Физическое воспитание осуществляется в игровой форме, что способствует повышению интереса к спортивным занятиям.
Основными задачами воспитательного процесса этого этапа являются:
Воспитание детей этого возраста должно помогать им в понимании и осознании своих умений и достижений. Ребенок должен испытывать положительные эмоции, обусловленные успехом своей деятельности.
Этот этап воспитательного процесса охватывает период от четырех до пяти, шестилетнего возраста детей. Организация воспитания происходит в средних группах детского сада.
В этот период, когда уже прошла адаптация ребенка в новых условиях и трудности взаимоотношений между детьми остались позади, происходит активное развитие взаимоотношений в детском коллективе. Воспитатели стремятся наладить дружескую атмосферу в группе. Дети занимаются совместной умственной и творческой деятельностью, принимают участие в различных играх, разделяются на малые подгруппы, объединенные общими интересами.
В этом возрасте происходит развитие физической активности ребенка. Их движения становятся более уверенными и многообразными. Поэтому физическому воспитанию уделяется по-прежнему первостепенная роль. Расширяется количество подвижных игр, вводятся дополнительные спортивные мероприятия – танцы, спортивные состязания. Основной формой организации жизни является игра. Дети проявляют к ней активный интерес. Педагогами применяется игровая мотивация для разнообразных видов деятельности. Все занятия проводятся в игровой форме.
Основными задачами воспитания на этом этапе являются:
Это период является одним из значимых в воспитательном процессе. В это время происходит активная подготовка детей к школе. Они уже стали старше и достаточно освоились в детском саду. Они уже начинают чувствовать себя взрослыми и требуют другого отношения к себе. Воспитатель активно поддерживает позицию детей и открывает перед ними новый спектр задач умственной, физической и художественной деятельности.
На этом этапе особое внимание уделяется нравственному развитию детей, освоению ими культуры общественного поведения и усвоению основных принципов морали.
Также, большое значение играет развитие самостоятельности, поощрение инициативы и формирование творческой активности. Детям предоставляются возможности для самостоятельного решения, поставленных задач и принятие активного участия в разнообразной творческой деятельности. Производится постановка различных театральных пьес, утренников, ведется художественно-изобразительная работа, словесное творчество, простые виды ручного труда.
Важное место в воспитательном процессе этого периода занимает развитие умственной активности. Проводится большое количество развивающих мероприятий: игры, трудовая деятельность, обучение навыкам чтения и письма. Воспитатель уделяет внимание развитию памяти и навыков самоконтроля.
Воспитательными задачами этого этапа являются: