Задачи воспитания раннего возраста


Задачи воспитания раннего возраста

Воспитание детей раннего возраста охватывает период воспитания в семье и детском саду. Воспитывать ребенка нужно с самого его появления на свет. Это важно для дальнейшего нормального развития личности ребенка и его жизнедеятельности в социуме. В семье ребенок получает основные навыки развития, социального взаимодействия, происходит эмоциональное становление и развитие чувства вкуса и любви.

Далее происходит воспитание ребенка в специализированных учреждениях – яслях, детских садах. Здесь воспитательный процесс проходит в несколько этапов, обусловленных возрастной спецификой развития ребенка.

Воспитательные мероприятия для развития детей младшего дошкольного возраста

Этот этап воспитания начинается с трехлетнего возраста ребенка. Он охватывает небольшой временной промежуток – один-полтора года. Начинается он с того, что ребенок активно стремится к самостоятельности и дальнейшему познанию мира. Он уже освоил множество навыков, язык общения и взаимодействия с окружающими. В это время происходит определение детей в детские сады, которым отводится определяющая роль в дальнейшем воспитательном процессе.

Особо значимую роль играет приобщение ребенка к общению со сверстниками и развитие способностей взаимодействия и построения взаимоотношений с ними. Познание мира не уходит на второй план. Оно активно продолжается, путем упорства в достижении своих целей. В этот период развития ребенок проявляет свои чувства к окружающим: любовь к родным, привязанность к воспитателю, хорошее или плохое отношение к другим детям.

В процессе воспитание происходит постепенное усвоение основных правил поведения, происходит ознакомление с тем, что можно и что нельзя делать, как поступать в тех или иных ситуациях. Эстетические вкусы тоже потихоньку начинают формироваться. Дети восторгаются красотой окружающего мира и получают основные представления о прекрасном.

В этом возрасте делаются первые шаги к общению со сверстниками и взрослыми. Речь ребенка, состоящая из набора слов и словосочетаний начинает выстраиваться в сложные конструированные предложения. Этому способствует включение в воспитательный процесс интеллектуальных занятий. Обычно начинается приобщение к чтению, освоение письменных навыков, изучение счета.

Особое внимание на этом этапе воспитательного процесса уделяется физическому воспитанию и развитию. Двигательная активность детей этого возраста высока и требует постоянного проявления своих физических способностей, освоение новых умений и расхода энергии. Ребенок начинает проявлять заинтересованность в освоении новых движений и совершенствовании, имеющихся двигательных навыков. Регулярная физическая активность способствует укреплению здоровья и развитию всех сторон личности. Физическое воспитание осуществляется в игровой форме, что способствует повышению интереса к спортивным занятиям.

Основными задачами воспитательного процесса этого этапа являются:

  • Обеспечение комфортных условий и благоприятной атмосферы в детском саду для быстрого приспособления ребенка к новой среде, развития нормальных взаимоотношений с воспитателями и сверстниками и поддержание здорового эмоционального и психического состояния;
  • Создание условий для полноценного физического развития и раскрытия всех имеющихся двигательных способностей;
  • Интеллектуальное развитие и формирование познавательного интереса к окружающему миру, расширение словарного запаса и получение новых знаний о предметах и явлениях;
  • Формирование основных духовных качеств – доброжелательность к сверстникам, животному и растительному миру, проявление сочувствия и желание помогать другим;
  • Создание условия для раскрытия творческого потенциала;
  • Оказание помощи в развитии самостоятельности, обучение основным навыкам и способам самообслуживания.
Замечание 1

Воспитание детей этого возраста должно помогать им в понимании и осознании своих умений и достижений. Ребенок должен испытывать положительные эмоции, обусловленные успехом своей деятельности.

Задачи воспитания детей среднего дошкольного возраста

Этот этап воспитательного процесса охватывает период от четырех до пяти, шестилетнего возраста детей. Организация воспитания происходит в средних группах детского сада.

В этот период, когда уже прошла адаптация ребенка в новых условиях и трудности взаимоотношений между детьми остались позади, происходит активное развитие взаимоотношений в детском коллективе. Воспитатели стремятся наладить дружескую атмосферу в группе. Дети занимаются совместной умственной и творческой деятельностью, принимают участие в различных играх, разделяются на малые подгруппы, объединенные общими интересами.

В этом возрасте происходит развитие физической активности ребенка. Их движения становятся более уверенными и многообразными. Поэтому физическому воспитанию уделяется по-прежнему первостепенная роль. Расширяется количество подвижных игр, вводятся дополнительные спортивные мероприятия – танцы, спортивные состязания. Основной формой организации жизни является игра. Дети проявляют к ней активный интерес. Педагогами применяется игровая мотивация для разнообразных видов деятельности. Все занятия проводятся в игровой форме.

Основными задачами воспитания на этом этапе являются:

  • Ориентация на укрепление здоровья, поддержание двигательной деятельности и развитие гигиенических навыков;
  • Развитие доброжелательной атмосферы в детском коллективе, укрепление дружеских взаимоотношений между детьми;
  • Формирование и совершенствование познавательных стремлений, обогащение знаний об окружающем мире;
  • Способствование творческому развитию в различных видах деятельности.

Воспитательный процесс в старшем дошкольном возрасте

Это период является одним из значимых в воспитательном процессе. В это время происходит активная подготовка детей к школе. Они уже стали старше и достаточно освоились в детском саду. Они уже начинают чувствовать себя взрослыми и требуют другого отношения к себе. Воспитатель активно поддерживает позицию детей и открывает перед ними новый спектр задач умственной, физической и художественной деятельности.

Замечание 2

На этом этапе особое внимание уделяется нравственному развитию детей, освоению ими культуры общественного поведения и усвоению основных принципов морали.

Также, большое значение играет развитие самостоятельности, поощрение инициативы и формирование творческой активности. Детям предоставляются возможности для самостоятельного решения, поставленных задач и принятие активного участия в разнообразной творческой деятельности. Производится постановка различных театральных пьес, утренников, ведется художественно-изобразительная работа, словесное творчество, простые виды ручного труда.

Важное место в воспитательном процессе этого периода занимает развитие умственной активности. Проводится большое количество развивающих мероприятий: игры, трудовая деятельность, обучение навыкам чтения и письма. Воспитатель уделяет внимание развитию памяти и навыков самоконтроля.

Воспитательными задачами этого этапа являются:

  • Становление гуманистически развитой личности, доброжелательной и отзывчивой к людям;
  • Формирование основных познавательных стремлений, интересов, умственных способностей;
  • Формирование художественного вкуса, раскрытие талантов и творческого потенциала;
  • Обучение основным навыкам и правилам жизни в социуме, способам взаимодействия между людьми;
  • Становление и развитие самостоятельности и проявление инициативы в различных областях деятельности;
  • Развитие заинтересованности в школьном обучении, подготовка к новой социальной сфере жизнедеятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :