Ушинский К.Д. является основателем русского педагогического направления, в частности дошкольной педагогики. Ему принадлежит значимая роль в развитии педагогической теории и практических направлений воспитательной работы. Дошкольное воспитание занимает центральное место в его трудах.
Ушинским была разработана и доказана теория народного воспитания, согласно которой эффективность воспитательного процесса зависит от освоения народной культуры и ценностей, изучения родного языка.
Идея народности пронизывает практически все труды ученого. В его исследованиях, ей отдается важнейшая роль нравственного становления и развития личности. Движущую силу и ведущую роль народного воспитания Ушинский подчеркивал в своих трудах:
Согласно его теории, воспитание является основой развития общества и имеет силу и значимость, только если оно базируется на народных началах. Воспитательный процесс должен опираться на народные обычаи, традиции, культурное наследие и историю. Это обуславливает эффективное построение и функционирование воспитательной системы.
Процесс воспитания в его трудах рассматривается как историческое явление, своего рода этап исторического развития, социально значимый процесс, который функционирует по своим объективным законам. В своей воспитательной работе, педагоги должны опираться на знание этих законов, чтобы выбрать целесообразный способ осуществления воспитательного процесса. Но знание этих законов и их применение невозможно без знания содержания воспитательного процесса.
Воспитание по Ушинскому – это адресный процесс, ориентированный на управление личностью с целью ее подготовки к дальнейшей жизнедеятельности, профессиональной работе, жизни в социуме. Воспитание должно способствовать развитию гармонично развитой личности, следующей в своей деятельности общественным нормам и ориентированной на учет собственных и общественных интересов и их сочетании.
Воспитание, по мнению Ушинского, должно быть необычным и исключительным для каждого народа. Воспитательные мероприятия обуславливаются самобытностью народа. Народ определяет его содержания, цели, задачи и перспективы развития, независимо от того, в чьих руках находится управление воспитательной системой и учреждениями.
Истинная народность проявляется в владении родным языком. Он является главным средством для донесения знаний и умений, их передачи между поколениями. Поэтому освоение родного языка должно начинаться с ранних лет, с первых дней жизни и воспитания и быть приоритетным направлением воспитания. Изучение родного языка в школе должно быть основным предметом, который входит во все остальные дисциплины и концентрировать в себе их результаты. Вся воспитательная деятельность в семье, детских садах, школе должна вестись на родном языке. Это позволяет достичь высоких результатов от проводимых воспитательных процедур.
Ушинский занимался разработкой практического внедрения родного языка в учебную дисциплину и искал пути подтверждения его значимости для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В теоретических трудах К.Д. Ушинского содержатся советы по развитию речи и мыслительных процессов детей с раннего возраста. Эти рекомендации актуальны и в современное время.
Принцип народности взаимосвязан с воспитанием личности, его задачами и приемами, воспитанием чувств долга, совести, ответственности, любви к прекрасному.
Первостепенное место в педагогическом учении Ушинского отводится нравственному воспитанию. Воспитание должно быть направлено на развитие и осознанное применение моральных норм общественного поведения, развития доброты, патриотических качеств, уважения к труду, гуманистических свойств личности, эстетических качеств. Все эти свойства исходят от народа, соизмеряются с его характером и обычаями, способствуют развитию самосознания личности, народа. Идея народности должна быть практически воплощена путем ввода в процесс обучения дисциплин истории, географии, литературы, изучения природы родного края.
Процесс просвещения и общественного воспитания должен охватывать все население. Не должно присутствовать дискриминации по половому признаку – женщины должны воспитываться наравне с мужчинами.
Воспитание нравственности требует, по мнению ученого, преодоление и недопущение развития и совершенствования таких отрицательных свойств как: упрямство, гордость, лень, скука, тоска, лицемерие, честолюбие, безделье, бесцельность.
Воспитательный процесс должен опираться на решение следующих задач: