Важным направлением государственной политики в сфере образования и воспитания является разработка программ, ориентированных на проведение воспитательной работы с учащимися высших учебных заведений, техникумов, ПТУ.
Процесс социализации молодой личности затрагивает различные области общественной жизнедеятельности и претворяется в жизнь по следующим направлениям:
Духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением воспитательной работы с молодежью. Это обусловлено тем, что развитие духовных сторон личности, усвоение нравственных норм и моральных принципов играет решающую роль в становлении личности и ее адаптации в социуме. Воспитательная политика учебных заведений нацелена на развитие нравственного сознания и осознанного приобщения к моральным нормам поведения. Результативность воспитательной работы оценивается на основе полученного студентами уровня знаний, навыков и стремлении к необходимости следования нравственным нормам общественного поведения. Оцениваются моральные свойства, усвоенные студентами, овладение навыками поведения в различных жизненных ситуациях и успешность взаимодействия в социуме. Молодые люди должны ощущать потребность использования нравственных ценностей в повседневной жизнедеятельности.
Воспитательный процесс невозможен без организации и планирования мероприятий в свободное от учебы время. Это способствует гармоничному развитию личности, формированию ее социально-культурного статуса. В вузах проводятся различные массовые мероприятия, требующие участия большого количества студентов, что позволяет проявлять инициативу и способствует раскрытию талантов студентов. Участие в культурных мероприятиях помогает приспособится к новой атмосфере учебного заведения и выявляет активных молодых людей, которые готовы к реализации своих способностей не только в учебной деятельности.
Физическое воспитание играет немаловажную роль в развитии молодой личности. Поэтому, студенты привлекаются к спортивным мероприятиям. В вузах разрабатываются программы регулярных физических занятий, носящих обязательный характер, а также проводятся иные спортивные мероприятия – турниры, спортивные игры и т.д. Уделяется внимание и пропаганде здорового образа жизни. Сегодня, это очень актуальное направление. Здоровый образ жизни важен не только для сохранения и поддержания здоровья студентов в нормальном состоянии, но и для успешного развития в других сферах деятельности. Руководством учебных заведений, ежегодно планируются и внедряются программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение алкогольной, наркотической, психотропной зависимостей.
Каждое учебное заведение имеет свой особый орган, который создан для активного студенческого участия и информирования о текущем состоянии учебного заведения, динамике его развития и будущих перспективах. Этот орган именуется Ученым советом вуза. В нем происходит обсуждение насущных проблем, путем вынесения животрепещущих вопросов на обсуждение. Это позволяет учащимся чувствовать свою значимость и взаимосвязь с деятельностью учебного заведения, иметь право голоса и участвовать в принятии важных решений, касающихся образовательных и воспитательных сфер деятельности.
Первоочередной целью воспитательной работы со студентами является обеспечение условий для развития высоконравственной, духовно и культурно развитой и здоровой личности, уважающей труд и несущей ответственность за свою деятельность.
Эта цель предполагает привитие молодому поколению в процессе воспитания нравственных, духовных и культурных ценностей, развитие эмоциональной стороны личности. Требуется создание условий не только для эффективной учебной деятельности, но и способствование раскрытию талантов и творческой активности молодежи.
Эффективное достижение, поставленных воспитательных целей, возможно только при решении ряда задач воспитания. Основными задачами воспитания молодежи являются:
Для достижения воспитательных задач производится организация воспитательного процесса, с применением особых приемов и методов.
Приоритетной задачей учебного заведения является стратегическое планирование воспитательных мероприятий. Воспитательная работа проводится на трех уровнях:
На каждом уровне ставятся свои цели и задачи воспитательного процесса и назначаются руководители, ответственные за проведение воспитательных мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс направлен на студенческую группу. С учетом специфики состава группы, индивидуальных особенностей студентов, возрастных характеристик, разрешение воспитательных задач требует творческого подхода. Важно, чтобы преподаватель был высококвалифицированным и имел навыки работы с молодым поколением. Успех воспитательных мероприятий определяется способностями педагога найти подход к качественному проведению воспитательного процесса.